История Репертуар События сезонов Труппа За кулисами Наши проекты Театральные правила Наши спонсоры О нас пишут Зрительный зал и сцена Вакансии Важные ссылки Документы Репертуар на месяц Руководство театра Новости Контакты
Марина Есенина: "Театр должен быть другом, а не ментором"

Президентский грант – на воплощение новаторского проекта

– Как привлечь подростка в театр? Он должен видеть на сцене своих сверстников, свои проблемы. А современная драматургия для подростков – в кризисе, интересных ребятам пьес нет, – размышляет художественный руководитель Театра для детей и молодёжи на Соборной Марина Есенина. – Это обсуждалось на заседании «круглого стола» во время Всероссийского фестиваля спектаклей для подростков «На пороге юности» в нашем театре. Чтобы появились актуальные пьесы, нужно организовать творческие мастерские. Лаборатории проводились и раньше в нашем и других театрах. Вопрос – в форме работы, целях и задачах мастерских.

В прошлом году региональное министерство культуры и туризма предложило Марине Есениной разработать проект творческой лаборатории – и подать заявку на грант Президента Российской Федерации. Её работа по результатам конкурса вошла в число «творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства», получивших поддержку главы государства.

– Чтобы появились хотя бы одна-две хорошие пьесы, надо изучить, чего хотят сами подростки – не только «школьный актив», но и те, кто попал в сложную жизненную ситуацию, – говорит Марина Есенина. – Надо дать ребятам возможность погрузиться в театральную среду, создать атмосферу, в которой подростка не «воспитывают», а хотят выслушать, понять.

У меня огромная практика работы с детьми в лагерях – «Артеке», рязанском «Рубине», проведения там театральных занятий, фестивалей. На основе этого опыта появилась программа экспериментальной лаборатории «Молодые драматурги – юным зрителям», которая будет проходить 10 дней в марте-апреле следующего года, в весенние каникулы.

До этого нам предстоит найти пять интересных молодых драматургов и пять режиссёров (искать будем по всей стране). Будем работать с педагогами, психологами, полицейскими, курирующими подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию; разработаем специальные театральные тренинги для ребят. Первые четыре дня лаборатория будет проходить на базе отдыха за городом – нужно «выключить» подростков из привычного окружения, создать творческую среду.

Ребят разделим на пять отрядов: с каждым будут работать один режиссёр, один драматург, один педагог и несколько актёров нашего театра. Артисты будут проводить тренинги, моделировать с режиссёрами некую провокационную ситуацию, а потом вместе с подростками искать выходы из неё, пути разрешения драматического конфликта. Также дети обсудят заранее отобранные пьесы, займутся эскизами декораций, музыкально-шумовым оформлением. Затем работа продолжится в самом театре, тут мы подключим и подростков, попавших в сложную жизненную ситуацию. Шесть дней ребята будут наблюдать, как появляются эскизы спектаклей (на основе тем, ситуаций, «проработанных» на базе отдыха), и обсуждать увиденное.

После лаборатории мы обязательно поделимся своим опытом с коллегами: издадим брошюры о проведённом эксперименте. И очень надеюсь, что приглашённые драматурги напишут пьесы, интересные подросткам. Принципиально – они должны быть без сцен насилия. Сейчас, к сожалению, есть спекуляция на жестокости, которую хотят видеть подростки. По моему убеждению, театр должен говорить о причинах насилия, а это глобальные проблемы общества, нравственная дезориентация нескольких поколений.

Почему так необходим современный материал и нельзя обойтись одной классикой? Классика требует работы человеческой души. Чтобы она не воспринималась как «пыльная», нудная, навязанная взрослыми, необходимо доверие к театру, актёрам, которые рассказывают хрестоматийную историю со сцены. Нужно найти путь к душе подростка через свойственное этому возрасту нежелание слушать старших, отрицание их опыта. Для откровенного разговора на равных в репертуаре должны быть истории про современных ребят. Если артист достоверно сыграл твоего сверстника, ты станешь доверять ему и когда он появится в образе Печорина или Болконского.

13 июля 2013 г. «Рязанские ведомости»  Автор: Елена Коренева

http://rv.ryazan.ru/news/2013/07/13/21029.html