История Репертуар События сезонов Труппа За кулисами Наши проекты Театральные правила Наши спонсоры О нас пишут Зрительный зал и сцена Вакансии Важные ссылки Документы Репертуар на месяц Руководство театра Новости Контакты
Творящие чудо

Дворец на Соборной зажигает огни

Сегодня вечером в старинное театральное здание в центре города съедутся гости. Театр для детей и молодёжи на Соборной отмечает своё 75-летие. Что думают о нём сами юбиляры и их зрители?

МАРИНА ЕСЕНИНА, художественный руководитель, стаж в Театре на Соборной 1,5 года:

ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТОВ

- В драматическом театре, конечно, работать интересно, но… Я очень много ездила по стране, и в разных городах пожилые артисты спрашивали меня: «Как ваш ТЮЗ?» - он «гремел» по всей стране. Другими театрами не интересовались. Если посмотреть историю Рязанского ТЮЗа, то здесь шли великолепные спектакли, был классический репертуар, например «Вишнёвый сад».

Сегодня другие ТЮЗы, тот же московский, ставят спектакли не только для дошкольников, но и для взрослых. Я пришла не в театр для детей, а просто в профессиональный театр, где работают профессиональные актёры. Мы должны ориентироваться на широкий спектр зрителей – от трёхлетних малышей до молодёжи. Сейчас у нас остро не хватает вечерних спектаклей, спектаклей для юношества. Постепенно мы будем менять ситуацию, репертуар должен быть сбалансированным.

На мой взгляд, основная творческая (и не только творческая) проблема детского театра в том, что одна труппа должна играть для зрителей разного возраста. Нельзя с дошкольником разговаривать на том же театральном языке, что и со студентом. Режиссёр и актёры должны анализировать каждый возраст, чтобы по-современному, внятно разговаривать с разной публикой. А родители должны обращать внимание на возрастные рекомендации в афише (трёхлетних детей не следует приводить на сказку для шестилетних).

Если говорить о сегодняшнем дне, то мы открыли юбилейный сезон обновлённым спектаклем «Сотворившая чудо» по У.Гибсону (он появился в репертуаре в 1991 году). Сейчас я поставила сказку «Царевна-лягушка». После Нового года режиссёр Евгений Зимин начнёт работу над «Тринадцатой звездой» Виктора Ольшанского, надеюсь, что получится любопытный спектакль для детей старшего и среднего школьного возраста. В будущем мы планируем эксперименты на малой сцене, но сначала надо привести её в порядок. Конечно, нам уже сейчас хочется экспериментов, но нельзя сделать всё сразу: впереди реконструкция здания.

О КОЛЛЕКТИВЕ

- Первое, что бросилось в глаза, когда я пришла сюда полтора года назад, - невероятная работоспособность людей. Сейчас у нас ежедневно идёт по два-три спектакля. Все в тонусе. Пока занята не вся труппа, но большинство трудится очень активно. Актёры понимают, что мы строим своё будущее. Желание сыграть хорошо, проявить себя у них огромное. Даже к маленьким ролям Кащея Бессмертного или Среднего брата Ивана-царевича артисты относятся как к роли Гамлета. И этот неподдельный интерес к работе нужно поддерживать.

Общение с маленькими зрителями влияет на отношения внутри труппы, вносит в них добро, теплоту. В драматических театрах нередко встречаются конфликты, нездоровое соперничество. А здесь люди поддерживают друг друга, рады даже маленьким успехам коллег. Есть чувство коллектива, артисты не тянут одеяло на себя.

КАК ТВОРИТЬ ЧУДЕСА

- Сейчас я учусь ставить для малышей. Принято считать, что сделать спектакль для детей сложнее, чем для взрослых. Вспоминая своё детство (оно прошло не в Рязани), не могу назвать ни одного спектакля, который бы меня «захватил». Мне не нравилось ходить в театр: я всегда видела там пыльных зайчиков, какой-то обман, халтуру. С другой стороны, для режиссёра Юрия Любимова одним из самых ярких впечатлений детства стал спектакль «Синяя птица» во МХАТе. Мне стало интересно, как же сейчас можно творить чудеса. Современный ребёнок не поверит в волшебство, а тут же начнёт обсуждать, каким образом оно сделано, со своим соседом, и оба не будут смотреть на сцену. Нужна понятная технология превращений, но всё равно чудеса должны завораживать. Мне интересно искать такие приёмы.

У ребёнка должно возникать ощущение, как на американских горках, когда ты то опускаешься, то поднимаешься, но кричишь не от страха, а от выброса адреналина, от радости. Актёру в ТЮЗе работать гораздо сложнее, чем в драматическом театре: надо сыграть в одной сказке и драму, и комедию, чтобы ребёнок включился в процесс. И нельзя «сюсюкать», играть что-то «понарошку», с детьми надо разговаривать на правдивом языке.

ЕВГЕНИЙ ФАДДЕЕВ, исполнительный директор, стаж в Театре на Соборной 17 лет:

- В последнее время в нашем театре очень хорошая, спокойная, творческая обстановка. Это касается не только артистов, но и всего коллектива. Сегодня мы отмечаем тройной юбилей: 150 лет зданию, 75 лет театру и 50 лет как мы в этом здании работаем. К юбилею на здании театра будет установлен информационный знак, что здание является памятником истории и культуры XIX века, а также мемориальная доска с именами великих русских актёров, которые выступали в этом здании. У нас хорошие традиции – 2014 году будем проводить уже 8-й фестиваль спектаклей для подростков «На пороге юности». Мне сейчас очень интересно работать. Я освоил новую профессию – печатника, занимаюсь ею в свободное от основной работы время. Мы приобрели весной мини-типографию и сами делаем рекламную продукцию, например, фирменные конверты.

ЖАННА СЛОБОДСКАЯ, руководитель литературно-драматургической части, стаж в Театре на Соборной 20 лет:

- Моё глубочайшее убеждение, что специальный театр для детей действительно необходим. И открытие в прошлом веке первых в мире детских театров – это достижение нашей страны. Я как жительница Рязани горда тем, что нашему театру уже 75 лет. ТЮЗ создавался как театр особого назначения, таким он и остаётся, как бы пафосно это ни звучало. Это первый драматический театр, в который приходит ребёнок. От того, как мы его примем, что он увидит, зависит впечатление, которое останется на всю жизнь и повлияет на его отношение к театру в будущем. Театр воспитывает вкус, прежде всего эстетический, прививает нравственность. Он добрый друг. Здесь должно быть интересно, чтобы ребёнок хотел прийти сюда ещё раз.

ВЛАДИМИР УСТИНОВ, заслуженный артист России, стаж в Театре на Соборной 38 лет:

- Я человек старой закалки и считаю, что детский театр должен нести воспитательную функцию. Чтобы зрители смотрели не «чернуху», пьесы, где зло, подлость часто не наказуемы, а добрые истории. Конечно, это не должен быть «сироп на блюдечке», но в конце концов должно побеждать добро. Мне нравятся произведения советских времён, в которых речь идёт о нравственности, о том, «что такое хорошо». А сейчас в основном показывают, «что такое плохо». Театр – это не просто коллаж картинок. Назидания не нужны, но зритель должен задуматься… В «Русалочке» мой персонаж Король говорит: «Что нужно сделать, чтобы уничтожить глупость, жадность, подлость, если они в каждом поколении?»

АННА КОМАРОВА, артистка, стаж в Театре на Соборной 10 лет:

- Если бы я работала не в детском театре, то стала бы такой… «взрослой женщиной», как сказала бы мой персонаж Пеппи Длинныйчулок, «взрослякой». Общение с театральной молодёжью, с маленькими зрителями спасает от этого «взросления», ненужного для человеческой души, тем более актёрской. Хорошо, что есть такие спектакли, как «Сотворившая чудо», где дети так сопереживают, так вслушиваются! Мне не приходится «усиливать звук», чтобы «брать внимание». А вообще, наш театр – это семья. Бывало тяжело, когда уходил человек, к которому ты привязан, от сердца кусок отрывался. Но надеюсь, что сейчас здесь будут оставаться талантливые люди, вся атмосфера располагает к этому.

ДМИТРИЙ МАЗЕПА, артист, стаж в Театре на Соборной 7 лет:

- Согласен, театр – это второй дом, семья, где свои разговоры, где есть с кем общаться, ничего не утаивая. Меня здесь называют «сынком». Я люблю наш театр, потому что тут весело, дети, постоянный смех. И спектакли есть как детские, так и взрослые, подростковые. Общение с детворой даёт хорошее настроение, зрительская любовь идёт к нам на сцену, а мы её отдаём обратно в зал. У меня больше комических, характерных ролей, чему я рад. Роль Ивана-царевича в «Царевна-лягушке» - первая, где я играю героя. Сложности в работе бывают постоянно: когда дают новую роль, всегда ищешь что-то оригинальное, чтобы не быть похожим на прежних персонажей.  Но проблемы нужны, чтобы с ними бороться, становясь сильнее и лучше.

ЕЛЕНА МАЗИНА, учитель начальных классов, школа №54:

- Мне очень нравится приводить сюда детей, потому что все спектакли, которые они смотрят, великолепно поставлены. Обязательно посещаем каждую премьеру. Сейчас смотрели «Царевну-лягушку», до этого «Айболит», а ещё раньше – сказку «По щучьему велению». В школе обязательно обсуждаем спектакли, рисуем иллюстрации. Мораль сказок дети понимают, но больше всего им нравятся артисты. Они смотрят программки, стараются запомнить актёров. И когда вновь приходят сюда, то больше всего им интересно, увидят ли они опять полюбившиеся лица. Спрашивают, будет ли играть артист, который в прошлом спектакле играл Емелю.

14 декабря 2012 г. «Рязанские ведомости» Автор: Елена Коренева