Татьяна Крючкова – актриса Театра на Соборной. Её путь на сцену начался с роли Золушки, а юбилей она встречает в ранге Королевы – профессионала высокого класса.
- Татьяна, что самое важное в работе над ролью?
- Испытывать удовольствие от игры, любить свою профессию и свою роль. Если актёр не полюбил своего героя, то зритель ему не поверит, не пойдёт за актёром.
- А если роль отрицательная? Вы человек позитивный, обаятельный, а среди Ваших ролей встречаются ведьмы. Трудно было их играть?
- Смотря какую, ведьмы тоже бывают разные. Комическую играть весело, а если она злая, ищешь в ней добрые черты характера. Чтобы образ был живым, объёмным, в положительном персонаже ищешь отрицательные черты, а в отрицательном – положительные. Своего героя надо оправдать в любом случае, если поступки его некрасивые, ищешь благую идею, во имя которой он их совершает. Если веришь в своего героя, зритель тоже в него поверит и поймёт его.
- Это относится к публике любого возраста?
- Есть занятная разница. Иногда благодаря личному актёрскому обаянию персонаж приобретает положительные черты, и взрослые зрители начинают ему сочувствовать, переживают за него, и это может нарушить замысел режиссёра, если он заранее не учёл ситуацию. Но так бывает только у взрослых зрителей – дети же судят только по поступкам, их нельзя обмануть.
Мы бродячие артисты
- В детстве вы тоже были театральным зрителем. Какие спектакли вам запомнились?
- В детстве я была актрисой. В моём родном городе Адлере не было театра.
- Где же вы играли?
- На улице, как положено бродячим артистам. С них начинается история театра, похожим оказался и мой путь к сцене. Когда училась в начальной школе, мы ставили спектакли с ребятами из нашего двора. Режиссёрами были ребята постарше. Первый мой спектакль - «Золушка», где я сыграла главную роль. Декорации приносили из дома, сами делали костюмы, рисовали приглашения. Зрители приходили со всех окрестных улиц. Это было событием для всей округи.
- Когда впервые побывали в театре?
- В четвёртом классе. Мы приехали в Сочи на новогодний спектакль. Это была хорошо знакомая мне сказка «Золушка». Фантастические декорации, музыка, свет. Помню, очень хотелось нарядиться в бальное платье героини и оказаться на сцене. Наверное, так появилось желание стать актрисой.
- Это представление повлияло на вашу жизнь?
- Пожалуй. Закончился «бродячий» период, и я стала заниматься в театральной студии. Театр был мне уже интересен, потому что помогал понять себя, разобраться в себе.
Тамара Алексеевна, мой педагог во Дворце творчества, получила режиссёрское образование в столичном театральном вузе. В Адлере она организовала студию, занималась с нами профессионально, учила входить в образ. Как-то в школе вызвали меня к доске читать наизусть стихотворение, а я его не успела выучить. Учитель говорит: «Читай по книге, но пятёрки не будет». А произведение было трагическое. Прочитала – у класса на глазах слёзы. Поставили две пятёрки.
- Зато на школьных праздниках вы всех радовали?
- С шестого по десятый класс каждый Новый год играла Снегурочку.
Жизнь - театр
- Тамара Алексеевна знала о вашем желании стать актрисой?
- В старших классах стать актрисой было уже осознанным решением. Тамара Алексеевна предупреждала меня обо всех трудностях, которые могут встретиться в этой профессии. Я знала, что работа над ролью – это большой труд, что важно не просто изобразить характер, но донести идею, понять роль и умом, и сердцем. Что могут быть и бытовые трудности. Была готова относиться к коллегам уважительно и бережно. И для меня жизнь без театра не имела смысла.
- Детство и юность прошли в южном Адлере, а за профессией отправились на север?
- Да, я сама выбрала Свердловский театральный институт. Студенческие годы прошли как яркий праздничный сон. Каникулы проводила в Москве или Петербурге, смотрела по три спектакля в день. Через год после окончания театрального попала в Рязань: нашла город поближе к Москве, чтобы посещать столичные театры, смотреть спектакли. Но в Москву с тех пор выбиралась редко.
- Вы сыграли в театре большое количество ролей. Есть ли среди них любимые?
- Я люблю все свои роли, они очень разные. Конечно, чем больше роль, тем сложнее работать, но тем интереснее.
- Вы же поющая актриса?
- Да, я пою, играю на гитаре. В детстве очень хотела учиться музыке, и позже мечта сбылась: в старших классах освоила гитару.
- Вы не только актриса, певица, но и автор различных программ. К 65-летию Победы подготовили композицию по стихотворениям Юлии Друниной. Почему выбрали именно её стихи?
- Война для меня – близкая, живая тема. Моя бабушка, которой сейчас 99 лет, в войну с двумя детьми жила на Кубани. Испытать ей пришлось многое: и от голода чуть не погибла, и оккупанты несколько дней жили в её доме, а она не могла уснуть от страха за детей. Я выросла на её рассказах о войне. И когда читала стихотворения Юлии Друниной, представляла рассказы бабушки, ярко их видела. В композицию включила песни о войне. В то тяжёлое время эти песни помогали выжить, выстоять. Когда думаю об этом, вспоминаю одно высказывание: «Искусство нам дано для того, чтобы не умереть от реальности». Наверное, именно поэтому песни военных лет были о личном: о любви, разлуке, ожидании встречи. Позже песни о войне стали изображать реальность тех лет: бои, сражения, чтобы мы лучше могли представить то время.
Задача театра – влиять на наши представления, взгляды. Успеть это сделать за то время, пока идёт спектакль.
11 мая 2010 г. «TIP-Рязань» Автор: Ольга Пономарёва