История Репертуар События сезонов Труппа За кулисами Наши проекты Театральные правила Наши спонсоры О нас пишут Зрительный зал и сцена Вакансии Важные ссылки Документы Репертуар на месяц Руководство театра Новости Контакты
Великий реквизитор

Необходимый человек

Кто на самом деле стреляет в театре

Реквизит – от латинского requisitum, что в переводе означает «необходимое». Вещи, подлинные и бутафорские, необходимые актёрам по ходу действия спектакля. Бокал с отравленным вином для Моцарта. Ружьё, из которого Карандышев застрелит Ларису. Шахматы, передвигаемые по доске Воландом и Бегемотом. Всё, что развешано на стенах, разложено на столах, попросту разбросано по сцене, всё, к чему прикасается герой по время действия. Эти вещи – такие же актёры, только безмолвные. Но смысловая нагрузка, которую они несут, не менее значима.

Реквизит – вещь необходимая. Реквизитор – необходимый человек, создающий атмосферу спектакля, продумывающий его до мелочей, буквально. Старинная театральная профессия, погружающая человека в молчаливый, но многомерный мир предметов.

45 лет в Рязанском Театре на Соборной работает Александра Ивановна Слободская, заведующая реквизиторским цехом, настоящий мастер своего дела. 5 февраля 1962 года она пришла в этот театр и остаётся ему верной до сих пор.

Театральный роман, длящийся уже 45 лет, начался для Александры Ивановны с должности билетёра. Вскоре пошла на повышение: перевели в осветители.

Там гораздо больше платили, – поясняет Александра Ивановна, – билетёр получал 30 рублей, осветитель – 45. А тут уходит на пенсию заведующая реквизиторским цехом, и меня уговорили перейти сюда. Поначалу было страшновато, непривычно: работа незнакомая, многое непонятно – но все мне помогали, объясняли, и я очень быстро освоилась, через неделю уже знала всех актёров, знала кому, что надо для спектаклей.

Реквизитор начинает работать над постановкой с самых первых минут его рождения. Сначала, естественно, реквизит выдаётся не тот, который будет на спектакле, идёт простое обозначение нужных предметов. Затем, когда репетиции переходят в малый зал, художник делает заказ необходимых ему вещей. Задача реквизитора – обеспечить их наличие. Что-то используется из запасов театра, что-то покупается. То, что купить нельзя в принципе, изготавливается бутафорами. Иногда работа реквизитора превращается в работу сыщика: нужную вещь приходится разыскивать, давая объявления в газетах. Чаще всего этого требуют спектакли, воссоздающие конкретную историческую эпоху. Например, круглые старинные очки – теперь настоящая редкость, посетовала Александра Ивановна.

Многие вещи в театр приносят благодарные зрители. На столе в реквизиторской старинные бронзовые подсвечники – подарок одного профессора. Изящные, с тонкой благородной отделкой, они кажутся вырезанными из кости и совсем не дают ощущения настоящего веса. Но пробую поднять – и чуть отрываю от стола! – удивлённо вспоминая, с какой легкостью носят их по сцене актёры.

Вотчина Александры Ивановны – настоящая антикварная лавка. Вот глиняный кувшин, судя по виду разменявший не одно десятилетие, – одна зрительница принесла несколько дней назад. Вдруг в репертуаре появится сказка, где нужен будет кувшин молока, – вот и пригодится подарок. А потемневшие, выщербленные стенки кувшина скажут о времени гораздо больше, чем все репризы. Или, например, деньги, которые буквально летают по сцене в пьесах Островского. Придирчивый зритель с первого ряда сразу заметит подделку, если в кошелёк купца положить обыкновенные бумажки. На этот случай у Александры Ивановны есть целая коллекция дореволюционных российских денег. И купюр советского периода – предостаточно. А вот доллары – уж извините! – фальшивые, ксерокопии.

Настоящие богатырские мечи, шпаги, ружья, пистолеты, пулемёт – целый оружейный арсенал, но, разумеется, не в рабочем состоянии. В полной «боевой» готовности в театре должен быть обязательно только стартовый пистолет. И стреляет из него на самом деле реквизитор, стоя за кулисами. Актёр на сцене целится, реквизитор делает выстрел. Особенно ответственная в этом плане последняя премьера Театра на Соборной «Инь и Ян», как призналась Александра Ивановна. Лихо закрученный детектив Акунина не даёт реквизиторам расслабиться. Выстрелы, раскаты грома, вспышки молний, падающие тела – всё должно происходить с точностью до секунды, иначе собьётся ритм пьесы, и интрига будет потеряна.

Съестные припасы (а за стол авторы усаживают своих героев частенько во многих пьесах) Александра Ивановна готовит сама к каждому показу. Думаю, что многие, сидя в зале, гадают, что же с таким аппетитом уплетают актёры в «застольных» сценах.

Например, в спектакле «Сотворившая чудо» по пьесе на стол должно подаваться жаркое, – открывает свои секреты Александра Ивановна. – Что я делаю: покупаю яблоки, очищаю кожуру, семечки, через несколько минут на воздухе яблочки темнеют – жаркое готово. Молоко сама покупаю, кипячу обязательно. Кусочек торта  должен быть по пьесе – мы даём зефир: хлеб, булки – это всё нежелательно, потому что актёр должен есть и говорить одновременно, крошки будут мешать.

Для спектакля «Небесный тихоход» Александра Ивановна печёт блины: актёры едят с удовольствием и театральным кошечкам кусочек достаётся. Микстура в санчасти – зелёная газированная вода. Ну а если по ходу пьесы надо употребить более крепкие напитки, то в бутылки разливается вода, обязательно кипячёная.

Хотя бывало несколько раз, – признаётся Александра Ивановна, – наливала по рюмочке, если настроение хорошее.

В театре Александру Ивановну любят и с нежностью и уважением называют просто бабушкой. И она отвечает театру взаимностью: «Это мой дом, одна большая семья». И как родная бабушка, подчас она бывает строгой, не даёт спуску даже главному режиссёру Василию Грищенко. Реквизит, особенно редкий или требующий частого обновления – статья затратная, но для Александры Ивановны на первом месте слово «надо», а значит, и средства должны найтись.

Мир вещей сродни человеческому, к ним привязываешься, и порой с каким-нибудь предметом расстаться трудно, как с близким другом. В театре действует неписаное правило: из идущего спектакля ни один уважающий себя театр не выдаёт ни костюм, ни реквизит, ни парик. Не от жадности – просто спектакль в любой момент могут поставить на замену, а значит, каждая деталь должна быть всегда под рукой. Но даже если спектакля нет в репертуаре, то вещи продолжают храниться в уголках реквизиторского цеха, готовые в любой момент «выйти на сцену».

Профессия реквизитора – «закулисная», её пишут в программке мелким шрифтом. Но в следующий раз, придя на спектакль, отдавая дань актёрам, не забудьте, что доля ваших аплодисментов приходится и на долю «необходимого человека», реквизитора.

Февраль 2007 г. «Новая газета» Автор: Вера Новикова