История Репертуар События сезонов Труппа За кулисами Наши проекты Театральные правила Наши спонсоры О нас пишут Зрительный зал и сцена Вакансии Важные ссылки Документы Репертуар на месяц Руководство театра Новости Контакты
Четверть века на Соборной

Театральный роман Василия Грищенко

Лицо каждого театра во многом определяет руководитель. Двадцать пять лет назад в Рязанский ТЮЗ пришёл Василий Грищенко. С тех пор произошло много событий – и радостных, и грустных, но капитан ведёт свой корабль строго по курсу; всё для детей и подростков. Но и про юношество, и про взрослых здесь не забывают, ставят спектакли для разной аудитории.

Василий Грищенко давно стал заслуженным деятелем искусств России, ТЮЗ переименован в Театр для детей и молодёжи на Соборной… Кстати, почему?

В.Г. – Соборность – очень ёмкое понятие. И здание наше находится на центральной Соборной площади – само место притягательное. Понятие Театр юного зрителя сужает диапазон, рождает ассоциацию только со спектаклями про белочек и зайчиков. А у нас для каждой возрастной группы есть свои названия. Но, конечно, основные функции остались те же: мы работаем для детей, молодёжи, подростков. Взрослых уже нечему учить, надо воспитывать детей и подростков: та среда, которая существует вокруг, пагубно действует на неокрепшие души. А мы ставим мировую классику.

Р.В. – Василий Владимирович, как получилось, что вы попали именно в театр для детей? Что было в вашей судьбе до Рязани?

В.Г. – В театр я попал в 1965 году, когда поступил в училище при театре драмы имени Пушкина в Красноярске. Пока был студентом, освоил все театральные профессии, чтобы не жить на одну стипендию: и в электроцехе работал, и в бутафорском, и рабочим-монтировщиком был, и администратором. А на втором курсе уже играл главную роль в спектакле. Когда окончил училище, меня пригласили в знаменитый красноярский ТЮЗ, театр имени Ленинского комсомола. В нём работали такие режиссёры, как Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Борис Цейтлин, Юрий Погребничко. Это была прекрасная школа. Каждый год мы гастролировали в Петербурге.

Но с очередным главным режиссёром я не сработался и на несколько лет ушёл в филармонию, где у меня был свой коллектив. Затем вернулся в театр Ленкомсомола и стал не только играть, но ставить спектакли – и в родном театре, и в Норильске, Ачинске, Абакане, Канске. Один из спектаклей, «Команда» по пьесе С. Злотникова, был приглашён в Москву как лучший спектакль и прошёл с большим успехом. В 1985 году я поступил на Высшие режиссёрские курсы, на курс Бориса Голубовского, и через год, когда закончил их, мне предложили возглавить театр в Рязани.

И, надо сказать, что некоторые из первых моих спектаклей, поставленных на этой сцене, идут до сих пор: «Маугли», «Конёк-Горбунок» и другие. За двадцать с лишним лет сменилось много актёрских составов, в зале уже третье поколение зрителей… А спектакли живы. Правда, одно из представлений зрители досматривали через пять лет…

Р.В. – ?

В.Г. – В 1994 году во время спектакля «Маугли» загорелась проводка в одной из гримёрок. Театр до 1999 года был закрыт на реставрацию. И, надо сказать, очень своевременно: во время работ рухнул потолок ­– состояние здания было плачевным. Кстати, на следующий год зданию исполнится 150 лет.

Это был очень сложный «бездомный» период, когда мы где только ни репетировали, даже под лестницами. Выпускали новые спектакли и в Муниципальном культурном центре, и в филармонии, много работали на выезде. Надо было сохранить коллектив, и нам это удалось.

Р.В. – А что сейчас представляет собой труппа?

В.Г. – Я добился почти всего, чего хотел. Пожалуй, у нас одна из самых молодых (по возрасту актёров) трупп в стране. И молодёжь наша хорошо подготовлена. Мы в декабре выпустим уже второй набор актёрского курса при Ярославском театральном институте (театр получил на это грант), и все выпускники вольются в наш коллектив. Я как руководитель курса очень рад: ребята пришли совсем неподготовленные, а теперь это совсем другие люди, знающие театральное дело.

Р.В. – Вы строгий руководитель?

В.Г. – Иногда бываю слишком строг, а иногда чересчур снисходителен…

Р.В. – Двадцать пять лет в одном театре… Как не потерять тонус?

В.Г. – Усталость бывает, когда что-то не клеится, что-то сопротивляется. Но как только возьмёшь паузу, сразу дела идут хуже. Всё время приходится быть в движении, что-то придумывать…

Р.В. – И одно из ваших начинаний – ставший известным на всю страну фестиваль спектаклей для подростков «На пороге юности».

В.Г. – Первый фестиваль состоялся ещё в 2000-м, а в 2012-м мы уже седьмой раз соберём гостей в Рязани. Как написал критик Геннадий Дёмин, это единственный в мире фестиваль спектаклей, адресованных именно подросткам. И мы стараемся выдерживать этот формат. Сейчас в России много детских театральных фестивалей, но возрастные рамки, как правило, «размыты». А подростковый период - это очень непростое время становления человека. Недаром у нас на афише фестиваля нарисован мальчишка, шагающий в неизвестность…

Р.В. – Когда вы предоставляете площадку молодым режиссёрам для экспериментов, вы тоже шагаете в неизвестность. Риск себя оправдывает? Прежде всего, имею в виду новый проект творческих лабораторий.

В.Г. – Творческие мастерские – это не новое, это хорошо забытое старое. Я помню, какие лаборатории были у той же Генриетты Яновской в 60-70-е в Красноярском ТЮЗе. Лаборатории полезны и для наших актёров, и для молодых режиссёров. Также это поиск новой драматургии для детей и подростков – чем мы занимались и на наших фестивалях. Может быть, те люди, имена которых мы сейчас открываем, в будущем станут признанными классиками.

Мне дорог этот проект, который мы начали вместе с драматургом Ксенией Драгунской, а позже к нему активно подключился режиссёр Евгений Зимин. Нас поддерживает областной комитет по культуре и туризму. В ближайшем будущем планируем пригласить в Рязань молодых режиссёров на лабораторию по классике, хотим предложить им поставить Чехова, Островского, Шекспира…

Р.В. – А что касается планов на этот сезон и на будущий год в целом? Ведь у вас столько событий в 2012-м: фестиваль, 75-летие театра, 150-летие здания…

В.Г. – Начну с ближайших планов. Осенью у нас плотный гастрольный график. В конце сентября уезжаем в Сочи: там проходит Год театра в рамках культурной программы Олимпиады-2014. Будем показывать три спектакля: «Муха» по Корнею Чуковскому, «У ковчега в восемь» Ульриха Хуба, «Милый друг» Ги де Мопассана. В начале октября в рамках программы культурного сотрудничества России и Белоруссии покажем в Гомеле «У ковчега в восемь» и «Милого друга». А в ноябре отправимся в Москву на Третий Международный фестиваль «Сказочный мир» со спектаклем «У ковчега в восемь».

Свой сезон мы откроем премьерой «Айболита» Вадима Коростылёва и Ролана Быкова, а в дальнейших планах – «Вверх тормашками» Ксении Драгунской и её же инсценировка «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского, спектакль по рассказам Чехова и «Денис Давыдов» к 200-летию войны 1812 года. Юбилеи театра и здания мы, возможно, объединим с проведением фестиваля, который хотим провести весной. Ведь во второй половине года нас ждёт капитальный ремонт хозяйственной части здания (более поздняя пристройка), которая не ремонтировалась в 90-е годы.

Р.В. – И последний вопрос, Василий Владимирович. При таком количестве дел, при таком темпе жизни как вы отдыхаете?

В.Г. – Уезжаю за город, на дачу. Речка рядом, можно искупаться, порыбачить. Главное там – тишина...

13 сентября «Рязанские ведомости»  Автор: Елена Коренева