История Репертуар События сезонов Труппа За кулисами Наши проекты Театральные правила Наши спонсоры О нас пишут Зрительный зал и сцена Вакансии Важные ссылки Документы Репертуар на месяц Руководство театра Новости Контакты
Рязанский сибиряк

Театр на Соборной в этом году отмечает своё 75-летие. Последние четверть века им руководит заслуженный деятель искусств России Василий Грищенко. Приехав в наши края из далёких сибирских земель, он узнал, что имеет рязанские корни, и решил, что это – судьба.

Василий Владимирович родился после войны, в Красноярском крае, жил в Сибири, пока судьба не привела в Рязань.

- Василий Владимирович, говорят, вы можете заменить в театре любого специалиста?

- Смею надеяться, да. Я рано начал работать, с 14 лет. Ещё учась в школе, освоил профессию механика-моториста второго разряда. Потом поступил в театральное училище при Красноярском театре драмы на курс народного артиста СССР Николая Дубинского. Будучи студентом, работал в театре, мне всегда был интересен сам процесс создания спектакля. Работал бутафором, осветителем, монтировщиком, столяром, парикмахером и, конечно же, актёром. Свою первую роль сыграл на 2 курсе – главный герой в музыкальном спектакле «Димка-невидимка». В этой постановке я исполнял 12 вокальных и танцевальных номеров.

По окончании училища меня пригласили в легендарный Красноярский ТЮЗ им.Ленинского Комсомола, в который мечтали поступить все выпускники курса. Там играли Малеванная, Олялин. На его сцене я сыграл почти все роли, о которых только может мечтать молодой амбициозный артист: д’Артаньян, Дон Жуан, Ромео…

Потом в театр пришёл режиссёр-новатор Мочалов, и те пьесы, которые не ставили нигде и никогда, начали идти на сцене Красноярского ТЮЗа. Мы ставили Вампилова, которого тогда называли новым Чеховым. Я играл Васеньку в спектакле «Старший сын, или Предместье».

- Как случилось, что из актёра вы стали режиссёром?

- В театре, в котором я «вырос», поменялся главный режиссёр, и всё изменилось…

В 1972 году я организовал свой театр при филармонии. Нас всего-то было несколько человек. Ставили моноспектакли, дуэты. С конферансом ездили в группе с известными столичными артистами. Я выступал сразу в трёх ипостасях: был актёром, режиссёром и директором нашего маленького коллектива. Это продолжалось пять лет. Потом снова вернулся в театр по приглашению Каневского, который предложил мне роль Сирано. Не случилось: я поступил в ГИТИС на Высшие режиссёрские курсы. Мне посчастливилось пройти стажировку под руководством Гончарова, Голубовского, Симонова. По окончании курсов мне предложили на выбор несколько театров: в Москве, в Царицыно, Смоленске и Рязани. Позвонил маме, и вопрос отпал сам собой, «Рязань – наша родина». И я решил остаться здесь. Тогда в Рязанском ТЮЗе ситуация была не из лёгких. Вместе с тогдашним главным режиссёром ушли многие ведущие актёры, и театр остался практически без репертуара.

- С чего началось знакомство с Рязанским краем?

- Началось в 1986 году с сельских гастролей. Помню, как, добираясь в одну из Пителинских деревень, увязли в грязи, нас вытаскивал трактор, потом ехали на телеге. В клубе, где предстояло выступать, на сцене стояла печка… Но тогда меня уже ничем нельзя было удивить. Был опыт сибирских гастролей. Довелось выступать и на Диксоне, на льдине, для полярников. Потом должны были лететь в Антарктиду, но из-за непогоды гастроли на Южном полюсе не состоялись.

- Вас сразу принял коллектив рязанского театра?

- Сразу никого не принимают. Вместе со мной приехали 14 человек из Красноярска. Конечно же, на первых порах в труппе появилось соперничество. Случались и конфликтные ситуации. Но нам это удалось пережить, к чести и достоинству всех сотрудников театра. Первый мой «рязанский» спектакль «Легенда об Искремасе», о судьбе художника в смутное время гражданской войны, стал, как я теперь понимаю, серьёзной заявкой на доверие рязанских зрителей, на их уважение.

В Рязань со мной вместе приехала жена, актриса Ольга Прищепова, с маленьким сыном. В Красноярске она играла ведущие роли: Роксану в «Сирано де Бержераке» и Звезду в мюзикле «Маленький принц». Здесь она тоже была задействована в главных ролях, а потом попробовала себя в режиссуре и сделала несколько замечательных спектаклей – «Милый друг» по Мопассану, «Инь и Ян» по Акунину.

- Почему ТЮЗ поменял название?

- По месту жительства. На Соборной. Наверное, чтобы юные не считали себя маленькими. Но вообще-то от перемены мест слагаемых… Мы ведь ставим спектакли для всех. Но прежде всего для детей и молодёжи. Мы – Театр Детства, Юности. Самой прекрасной поры в жизни человека.

- Как изменился театр в последние годы, и что ждёт рязанского зрителя?

- Театр, безусловно, не статичен, может меняться форма, но не содержание. Он, как и прежде, обращается к душе, воспитывает чувства. Театр должен быть верен своим принципам, а у нас они неизменны. Должен быть готов к разговору, беседе, если хотите, со своими друзьями – юными зрителями, даже тогда, когда они вырастут!

Помните наши спектакли о Питере Пэне и Пеппи-Длинныйчулок?!

А вскоре рязанского зрителя ждут премьеры. Одна из них – «Денис Давыдов», к 200-летию Отечественной войны 1812 года, спектакль по рассказам А.П.Чехова. А в апреле – встретимся «На пороге юности»!

14 февраля 2012 г. «ТВ-панорама»  Автор: Марианна Войнова