История Репертуар События сезонов Труппа За кулисами Наши проекты Театральные правила Наши спонсоры О нас пишут Зрительный зал и сцена Вакансии Важные ссылки Документы Репертуар на месяц Руководство театра Новости Контакты
Чистые преемники

Ветераны Театра на Соборной теперь смогут спокойно дожить до пенсии 

По всей России в минувшие выходные проходили выпускные вечера. Школы, колледжи, институты, университеты – учебные заведения всех рангов и направлений открывали двери и отправляли в самостоятельную жизнь своих питомцев. И в Рязани то тут, то там можно было встретить стайки радостных, празднично одетых выпускников. Но были и такие студенты, для которых последний день в alma mater оказался не только праздничным, но и рабочим. 22 июня, представляя свои дипломные работы, выпускники Ярославского государственного театрального института, обучавшиеся на базе Рязанского Театра на Соборной, также выходили на сцену и играли спектакли.

Одиннадцать молодых профессиональных актёров пополнили творческую копилку нашего города. Впрочем, их лица и имена уже давно знакомы постоянным зрителями Театра на Соборной: в течение всего периода обучения студенты были заняты в театральном процессе, выходя на сцену как в эпизодических, так и в крупных ролях. «Волшебная лампа Аладдина», «Айболит», «Три желания Морозко», «Мальчишки, жить!», «Кукушкины слёзки», «Про Федота-стрельца, удалого молодца», «Муха», недавняя премьера «Денис Давыдов» – все постановки к сегодняшнему моменту трудно и перечислить. Прекрасно осознавая необходимость притока новых кадров в театр, художественный руководитель курса, з.д.и.России Василий Грищенко вместе с традиционным: «В добрый путь!» – говорил своим ученикам и: «Добро пожаловать!» – приглашая их остаться в театре.

Это уже второй выпуск молодых актёров Театра на Соборной, обучающихся в рамках целевой программы «Сохранение творческого потенциала области». Первый набор был осуществлён в 1999 году, и эти артисты уже давно и серьёзно работают в театре. Такая форма обучения, когда ребята получают полноценную теоретическую подготовку от преподавателей ЯГТИ, приезжающих с лекционными курсами, и при этом находятся в театре, предоставляет уникальную возможность изучения практических дисциплин непосредственно на сцене.

Более того, уже с первого года молодой актёр начинает чувствовать себя частью коллектива, избегнув тем самым процесс вхождения в труппу, который бывает порой весьма болезненным и проблематичным. Здесь же и студенты, и педагоги за годы учёбы успели превратиться в одну театральную семью. Поэтому напоследок маститые и заслуженные актёры Театра на Соборной приготовили своим новоиспечённым коллегам не торжественные речи, а шутливый капустник.

Да, девочки, наше время уходит, а мы почему-то остаёмся!.. Надо дожить хотя бы до пенсии! – судачили в капустнике театральные кумушки, «напуганные» выпуском молодых актёров.

Другие, переняв опыт Николая Дроздова, пытались изучить поведение в естественной среде обитания нового вида Actorus Vulgaris (Актёра Обыкновенного):

Вначале особи ничего не соображают и откликаются на кличку «студенты». Они группируются стайками, стараются быть вместе: им так легче выжить и устоять под напором взрослого актёры.

И все вместе старались дать молодым артистам вредные советы:

А когда ты вдруг получишь

неожиданно зарплату,

ты бухгалтеру с улыбкой

независимо скажи:

«Вот какой теперь богатый

с этой чудною зарплатой,

я куплю сейчас, если хватит,

завтрак кошке на три дня!»

Впрочем, даже такие прогнозы принимались в тот день с улыбкой и смехом. Ведь самое страшное для студента – государственные экзамены! – уже позади. Позади четыре года обучения: лекции, семинары, тренинги, репетиции. Впереди – неизвестный актёрский путь, который бывает ох как извилист!

Самое ценное при такой форме обучения то, что театр готовит артистов под себя, – говорит профессор ЯГТИ, режиссёр Александр Кузин, – Москва выпускает огромное количество актёров каждый год, но ни один из них не едет в провинцию. И сегодня, на мой взгляд, это единственный разумный и верный путь, когда театр готовит для себя артистов, у которых (как бы ни смешно и приземлённо это звучало) есть квартиры в этом городе. Сегодня приглашение на работу любого человека, а особенно молодого артиста, сопряжено с банальными трудностями бытового устройства. Разбивается очень много творческих судеб, когда начинаются такие житейские передряги. Они заводят семьи, строят свою личную жизнь, а для творчества важно, чтобы в семье было всё хорошо. И такая ситуация, когда ребята работают в родном городе, в театре, который их вырастил, – просто идеальная. Теперь задача города и театра – удержать этих молодых людей.

Куратор этого актёрского курса известный режиссёр Александр Кузин, ставящий и преподающий в самых разных странах России и зарубежья, выпустил уже не одну сотню студентов. Но про рязанский курс он говорит твёрдо: «Я их запомню

– Студенты бывают разные, выпуски бывают разные, а вот этот курс я запомню. Самое главное впечатление – то, что они не потеряли и не растратили своей искренности и чистоты. Они на сцене чисты! Увидеть это можно весьма редко, и поэтому это так ценно! Хотелось бы надеяться, что такой опыт совместной работы театра и института получит продолжение. Я хорошо знаю театр, его руководителя, спектакли. Здесь подобрался и сложился крепкий педагогический коллектив. И не хотелось бы его терять. Я поздравляю Театр на Соборной и город Рязань с выпуском молодых актёров!

28 июня 2012 г. «Новая газета» Автор: Вера Новикова