История Репертуар События сезонов Труппа За кулисами Наши проекты Театральные правила Наши спонсоры О нас пишут Зрительный зал и сцена Вакансии Важные ссылки Документы Репертуар на месяц Руководство театра Новости Контакты
Три из трёх: точное попадание

Режиссёрская лаборатория порадовала и артистов, и зрителей

Больше недели в Театре для детей и молодёжи на Соборной продолжались творческие мастерские «Театр - подростку». Они проходят уже не первый раз, в рамках долгосрочной целевой программы «Культура Рязанской области на 2010-2015 годы» при поддержке регионального министерства культуры и туризма.

Зрителями заключительных показов стали коллеги, приглашённые студенты и преподаватели кафедры режиссуры Рязанского филиала Московского государственного университета культуры и искусств, журналисты. Это был «живой» театр, многие из актёров открылись с новой стороны, что отметили и коллеги, и поклонники. А ведь все эти дни на сцене шли плановые спектакли, артисты репетировали с приглашёнными режиссёрами и учили немаленькие роли во «вторую» и в «третью смену». Но делали это с энтузиазмом, с удовольствием.

И тексты современных авторов, и режиссёров выбирала художественный руководитель театра Марина Есенина. Пьесу молодого драматурга Ярославы Пулинович «Я не вернусь» ставил московский режиссёр Михаил Егоров. Это история о тяжёлых испытаниях выпускницы детдома, которая в финале обретает себя настоящую - пусть и под чужим именем.

Егоров сумел так сократить текст, что пьеса только выиграла, и в результате представил не отрывок, а эскиз целого спектакля. На сцене двенадцать артистов (иные играли сразу несколько ролей), серия этюдов, подчас комических, с переодеваниями, возрастные актрисы играют подростков, мужчины - женщин... Но ощущения капустника нет, есть интересная история, которая смотрится на одном дыхании – и в итоге заставляет сопереживать и задумываться о многих вещах.

...Однажды в детский сад попадает подушка, набитая гречкой, а не пухом, - Гречик. Он, в отличие от других подушек, не видит сны детей... Как быть, если ты не похож на других, как остальным членам коллектива относиться к «белой вороне»? Эти вопросы поднимает пьеса молодого драматурга Олжаса Жанайдарова «Душа подушки», адресованная зрителям младшего возраста.

Отрывок из неё представила режиссёр из Москвы Валерия Приходченко. Это самое начало, завязка истории, где мы знакомимся с разнохарактерными персонажами-подушками. Постепенно становится понятно, что симпатичные и добродушные (на первый взгляд) персонажи могут превратиться во враждебную «стаю»...

Режиссёр Наталья Лапина из Санкт-Петербурга показала несколько эпизодов из пьесы «Танец «Дели» известного драматурга Ивана Вырыпаева. «Танец «Дели» состоит из семи одноактных пьес - вариантов развития одной и той же ситуации. Муж, жена, любовница-танцовщица, придумавшая танец «Дели», её мать, подруга, медсестра. Они разговаривают в коридоре реанимации, где кого-то из персонажей караулит или уже подкараулила Смерть. Люди «тасуются» как карты, некоторые реплики, даже диалоги повторяются...

Драматурга интересует психология современных людей, которые иногда так поглощены призрачным, что не замечают настоящего, не слышат друг друга. Пьесы Вырыпаева часто исполняются как на читках: актёры без эмоций произносят текст. Наталья Лапина заставляет актёров существовать в разных «системах», кто-то работает в гротесковой манере, кто-то в сдержанной – и это может сочетаться в одной сцене. Такая непредсказуемость, «сбой матрицы» рождает комические моменты и не позволяет ослабевать зрительскому вниманию, что важно для молодёжной аудитории.

После показа эскизов состоялось заседание круглого стола «Современная драматургия — современному подростку». В нём приняла участие известный критик из Москвы Кристина Матвиенко (только что окончившая работу в экспертном совете национальной театральной премии «Золотая маска»). Она по достоинству оценила увиденные работы, проанализировала их и обрисовала ситуацию в современной драматургии. По поводу представленных эскизов дискутировали артисты театра, журналисты и сами постановщики. Говорили о режиссёрских находках, «ненавязчивом» воспитании подростков средствами театра и о многом другом.

Итоги оживлённой беседы подвела художественный руководитель Театра на Соборной Марина Есенина. Она посоветовала своим актёрам не прятать далеко тексты ролей: все показанные работы интересны и могут в будущем войти в репертуар (для малой сцены). А режиссёрам было предложено вернуться в Рязань и продолжить репетиции. Возможно, кто-то из них примет участие в новых лабораториях, которые необходимы не только для обновления афиши, но и для профессионального роста труппы.

27 ноября 2013 г. «Рязанские ведомости» Автор: Елена Коренева

http://rv.ryazan.ru/news/2013/11/27/23397.html