История Репертуар События сезонов Труппа За кулисами Наши проекты Театральные правила Наши спонсоры О нас пишут Зрительный зал и сцена Вакансии Важные ссылки Документы Репертуар на месяц Руководство театра Новости Контакты
Мистические знаки Зои Пятницкой

Она человек творческий. Эта банальная фраза точно определяет первое впечатление от встречи с актрисой Рязанского театра на Соборной Зоей Пятницкой… И уже далее, погружаясь в беседу с этим человеком, понимаешь: да, действительно, иначе не скажешь. Даже если вы впервые увидели эту женщину в уличной толпе, глаз обязательно выхватит из многообразия лиц именно её. Она совершенно не похожа на основную массу прохожих. И дело тут не в одежде, хотя одевается Зоя Пятницкая достаточно экстравагантно, а именно в лице, походке, манере держаться.

Несостоявшийся адвокат

«Мне было шесть лет, когда мы с мамой впервые пришли в театр, – вспоминает Зоя Пятницкая. – Здесь, в Рязанском ТЮЗе, шёл спектакль по пьесе Карло Гоцци “Любовь к трём апельсинам”. Зал был переполнен, и, чтобы лучше видеть, я пробилась к самой сцене и буквально повисла на рампе. Вот в такой не слишком удобной позе и “провисела” весь спектакль… И тогда совершенно точно поняла: я обязательно буду здесь, в этом волшебном мире, в этом удивительном здании, на этой сцене. Так оно и получилось. Через много лет, помотавшись по городам и весям, я оказалась в Рязанском ТЮЗе и вот уже почти четверть века выхожу на эту сцену».

На самом деле в судьбе Зои Пятницкой можно найти много судьбоносных знаков и мистических предзнаменований. Познакомившись с этим человеком поближе, понимаешь, что иначе и быть не может. Она, словно магнит, притягивает к себе всё необычное, иррациональное. И это не маска, не продуманная актёрская игра в инфернальность, а способ существования.

– Родители были в ужасе, когда поняли, что я хочу стать актрисой, – улыбается Зоя Пятницкая. – Мама была педагогом, отец – известным в Рязани юристом. Кстати, папа очень хотел, чтобы я пошла по его стопам. Был уверен, что с моей эмоциональностью и образным мышлением меня ждёт блестящее адвокатское будущее. Он ещё очень долго не терял этой надежды. Я уже училась в театральном институте, потом работала в театре, а отец при каждой встрече спрашивал: «Ну что, Зоя, не надумала еще профессию менять? Не разочаровалась?»

– Ну и как, до сих пор не разочаровались?
– Нет. Это моё… Я никогда даже мысли не допускала, что могу уйти из профессии.

– И что, ни разу не было желания послать всё это творчество куда подальше и зажить нормальной человеческой жизнью?
– Так в том-то всё и дело, что именно эта жизнь для меня нормальная и единственно возможная.

– А как же литература?
– Это для меня естественное продолжение театральной профессии. Возможность взглянуть на неё под другим углом, реализовать свои несбывшиеся актёрские мечты.

Там, за закрытой дверью

Литература – ещё одна творческая ипостась Зои Пятницкой. Она пишет стихи и прозу, у неё вышло пять сборников, где причудливо и в то же время очень органично переплетаются стихотворные строки и проза. Хотя проза в данном случае не совсем точное определение… Это особенный жанр, где поэтическое начало определяет смысл и форму выражения. И не важно, что в данный момент автор не пытается зарифмовать строку. Поэзия – это её стихия, где она чувствует себя совершенно органично. Мир поэтических образов рождается на наших глазах, погружая читателя в иное пространство…

«Я стою у начала книги. Письменный стол. Гелевая ручка в руках, чистая тетрадь, но мне кажется, что я стою у причала, от которого отплывают корабли моей памяти. А может быть, я стою на самом краешке самолёта, у раскрытой настежь двери, зависая над бездной с рюкзачком нераскрывшегося парашюта за спиной. И страшно, и радостно, и холодно под ложечкой… Миг – и ты пересечёшь пространство страха и воспаришь, подобно птице, над бренностью земного притяжения.

…Жизнь день за днём несётся по ледяной накатанной дорожке, да ещё накренённой вниз, под гору. И там, внизу, дверь. В другую реальность. И надо помнить о ней каждый день. Тогда изменится вес времени. Изменится и вес багажа, с которым подкатим к неведомой двери. Вес накоплений души. Вес крыла бабочки или вес камней земных деяний, сплав памяти».

Эта цитата из новой книги Зои Пятницкой очень точно отражает её взгляд на мир и на себя в нём. Нельзя сказать, что судьба была всегда благосклонна к актрисе. Да иначе и не бывает, если человек выбирает для себя эту непростую дорогу творческого постижения окружающего мира.

«Я училась в Воронежском институте искусств, – вспоминает актриса, – у прекрасного педагога Алексея Дундукова. Актёрская школа много значит в нашей профессии. И хотя настоящее понимание театра приходит с опытом, то, что в тебя заложили изначально, определяет твоё движение, траекторию, линию творческой жизни. Мне повезло, ведь в институте я переиграла практически весь классический репертуар. Примерила на себя и Шекспира, и Чехова, и моего любимого Достоевского. Нам давали такую возможность… Да и потом, работая в театре, ролями не была обижена. Но существуют роли, в которые врастаешь всеми нервами, кожей, судьбой. У любого актёра их можно пересчитать по пальцам».

Айседора и другие

В Рязанский ТЮЗ Зоя Пятницкая пришла опытной актрисой. За плечами был не один сезон в театрах Нальчика, Кирова, Хабаровска… Жизнь привела её в театр, с которого всё начиналось, в город детства, и, видимо, это тоже знак судьбы.

– Я пришла в театр со своим моноспектаклем по произведениям Марины Цветаевой «Голос», и мне дали возможность играть его на малой сцене.

– Но ведь это такой сложный жанр? Да ещё в детском театре, да ещё с таким непростым автором…
– Ну что сказать… Конечно, непросто. Но я уверена, что мои зрители меня понимают и принимают. Гениальная поэзия воздействует на каком-то ионном уровне. Это как музыка, которая проникает в самые глубинные тайники души, хочешь ты этого или нет. Тогда рождается настоящее взаимопонимание – не на уровне слов, а на уровне сердца. Так было с Цветаевой, так было со спектаклем о судьбе Айседоры Дункан, который много лет шёл у нас на малой сцене.
Кстати, с Дункан связан ещё один мистический знак… Оказывается, ещё до моего прихода в Рязанский ТЮЗ его художник уже создал эскиз оформления спектакля об Айседоре. Просто так, без конкретной цели. Когда мы познакомились, он показал мне свою работу и сказал: «Ты будешь играть в этом оформлении».

Обычно к моноспектаклям актёр приходит не в самые простые жизненные периоды. Это способ найти себя в другом жанре, где зависишь только от себя, с партнёром не связан. Только ты и зритель. Жанр трудный, и далеко не каждый артист с ним справляется. Зое Пятницкой это удается… И такая возможность реализации для неё так же органична, как и литературное творчество. Видно, поэтический строй души даёт возможность для воплощения в самых разных направлениях.

«Я очень люблю эксперимент, – признается актриса. – Для меня интересны и острая форма, и неожиданные, порой парадоксальные смысловые акценты. В последнее время играю острохарактерные роли, и это тоже безумно привлекает».

Зое Пятницкой в этом году исполняется 60 лет. Для творческого человека, а тем более для актрисы это непростой возраст. Но складывается впечатление, что она не мучается переходом в новое возрастное амплуа. Спасает всегдашнее любопытство – а что там, за ещё не открытой дверью? Уверен: там новый этап, новые знаки судьбы, новый творческий поиск.

5 ноября 2014 г. «Дом.Строй»  Автор: Михаил Колкер

http://www.domostroymedia.ru/articles/nerabochee_nastroenie/7866/