История Репертуар События сезонов Труппа За кулисами Наши проекты Театральные правила Наши спонсоры О нас пишут Зрительный зал и сцена Вакансии Важные ссылки Документы Репертуар на месяц Руководство театра Новости Контакты
У войны не детское лицо

В Рязанском театре на Соборной завершили работу Творческие мастерские «Подросток и война», посвящённые 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

«Дети и война – это несовместимо!» - сказала во время круглого стола кандидат искусствоведения, член Международной ассоциации театральных критиков Кристина Матвиенко (г. Москва). Но, увы, война не обходит детей стороной, напротив, они становятся самыми уязвимыми её жертвами и перемалываются ею. Как те, кто не оказывает сопротивления, так и те, кто наравне со взрослыми противостоит ей.

И нужно ли показывать сегодняшним детям и подросткам Великую Отечественную? Что такое патриотизм и Родина? Как дотянуться до сердец и душ подрастающего поколения, зашлакованного фантазийными героями, охлаждённого дистанционным общением и отсутствием высокой цели?

- У нас есть всё, одежда, еда, мы не жили в коммуналках, как наши бабушки, мы другие, - говорила одна из юных зрительниц. – Мы не сможем чувствовать как вы. Для нас это очень, очень далеко.

Но они смотрели, сопереживали и с готовностью обсуждали то, что увидели.

ДВЕНАДЦАТИЛЕТНИЕ

Их были тысячи, мальчишек-разведчиков, юных подрывателей танков, сыновей полков и безвестных маленьких мстителей, оставшихся без дома и семьи. О них написано много произведений (сегодня благополучно изъятых из школьной программы) и снято фильмов.

Константин Демидов, как и Тарковский, взял для своей работы повесть Владимира Богомолова «Иван», но ввёл в действие ветерана (Виктор Шульц). Он - словно гость из будущего, смотрит на себя, измученного, маленького, насквозь промокшего и продрогшего двенадцатилетнего паренька (Дмитрий Мазепа), которого не хочет слушать уставший лейтенант (Дмитрий Немочин). Кусок землянки, буржуйка, часовой (Константин Зенков) и мальчик, по-взрослому упрямо требующий, чтобы его связали со штабом. Он ему лишь известным способом пришёл «с той стороны».

О чём подумают его ровесники, когда будут смотреть спектакль? Смогут ли примерить его подвиг на себя?

- Виктор Олегович Шульц рассказал нам чудовищную историю о том, как 9 мая ветерана-лётчика, инвалида, обступили, поздравляя, молодые ребята. Потом он недосчитался самых дорогостоящих орденов. Значит, в голове этих молодых людей отсутствуют пазлы понимания. И я считаю, моя сверхзадача – эти пазлы восстановить, - поделился режиссёр.

ДЕРЕВО РОДИНЫ

Эскиз спектакля по рассказам Андрея Платонова начался с представления актёров, неспешно переодевающихся на сцене. «Это Екатерина Васильева, мать Степана Трофимова. Это Владимир Коняхин, командир Степана Трофимова, дальше – Андрей Кондрашов – однополчанин Степана Трофимова и немецкий офицер, Владимир Устинов - однополчанин Степана Трофимова, - говорил режиссёр Антон Оконешников. – В белой рубашке – Катя Волкова, она будет играть Степана Трофимова, того, который ещё жив. А в центре Илья Кузьмин – он будет играть Степана Трофимова. А Степан Трофимов погиб». И, словно выстрел, гулко отдался звук брошенной в пустое ведро фасолины. В это ведёрко будут потом они сыпаться ещё и ещё, олицетворяя жизни врагов, собранные на поле боя.

На сцене нет декораций, только Трофимов в двух своих ипостасях, неученый красноармеец, сильный оттого, что «на гречишной каше вырос, сеяный хлеб всю жизнь ел!», и ёмкий, прозрачный текст Платонова. Трофимов живёт по правде, любит свою землю, жалеет её, но вынужден стать убийцей и убивает врагов так же деловито, как когда-то пахал землю: «Я не смогу прощать тебя, - говорит Трофимов врагу. – У меня мать есть, а ты её сгонишь с земли». Вот она – правда, патриотизм и Родина.

СЧАСТЬЕ, ТЫ КОГДА?

Наталия Лапина, поставившая великолепный «Танец «Дели» в прошлом году, в этом взяла для работы книгу Людмилы Улицкой «Детство 45-53: а завтра будет счастье». В ней собраны воспоминания о послевоенном детстве, написанные взрослыми 50 лет спустя. О чём? О том, как «…все жили вровень, скромно так: система коридорная, на тридцать восемь комнаток всего одна уборная».

«Вышли из употребления многие вещи. Мы попытались найти их для постановки, но их очень мало осталось. И это сигнал, что нужно успеть поговорить с людьми, сохранить хотя бы воспоминания о той эпохе», - говорит Наталия Лапина.

Эта работа вызвала живейший зрительский интерес, так что общий для всех поколений язык был найден.

НОВОЕ В ТЕАТРЕ

Ежегодно результатом мастерских становится новый спектакль в афише театра. В этот раз их будет три. Художественный руководитель театра Марина Есенина объявила, что ко Дню Победы на большой сцене рязанцы увидят спектакль «Детство 45-53: а завтра будет счастье». Два других выйдут на малой сцене.

В преддверии Дня Победы в театре откроется большая экспозиция, посвящённая рязанским актёрам во время Второй мировой войны. Также начнёт работу новый проект – «Военные ветры», когда перед посещением спектакля школьники будут посещать музей ВДВ или экспозицию, посвящённую Великой Отечественной, в краеведческом музее.

24 февраля 2015 г. «ТВ-панорама» Автор: Елена Аленик