История Репертуар События сезонов Труппа За кулисами Наши проекты Театральные правила Наши спонсоры О нас пишут Зрительный зал и сцена Вакансии Важные ссылки Документы Репертуар на месяц Руководство театра Новости Контакты
Театральная сказка

В Театре на Соборной завершили работу ежегодные режиссёрские творческие мастерские. Темой в этот раз стала «Театральная сказка».

В работе мастерских приняли участие театральные критики: кандидат искусствоведения Павел Руднев и драматург, лауреат международной премии Станиславского Олег Лоевский.

За четыре дня актёры рязанского ТЮЗа под руководством ведущих режиссёров из разных городов РФ создали эскизы трёх спектаклей, которые представили на суд критиков, коллег, прессы и юных зрителей.

ПАПЫ, БАБУШКИ И ДРУГИЕ

Жила-была девочка Аня. Она хотела собаку (как Малыш у Астрид Линдгрен)! А ей всегда дарили что-то другое (как Дэбби у Чарльза Адамса). И её папа (как у сотен тысяч других детей на планете) не играл с ней, а всё время пропадал на работе. А дочка так ждала его!

И обида её была так велика, что породила Большую чёрную птицу, которая унесла его и всех пап, не находящих времени для своих детей.

Так зритель попадает в фантазийный мир, созданный Аней. Здесь всё, словно во сне или в Зазеркалье: неожиданные появления и превращенья, Говорящая лужа и Седой трамвай, преданный мишка с собачьим именем Шарик и глупышка Барби, роковая Русалка и Умная книга. Здесь послушные папы-мамы, которых можно взять в Родительском доме. А почему бы нет? Если есть в реальном мире детские дома, где одинокие взрослые могут взять себе ребёнка, то почему в её мире одинокие дети не могут взять себе родителей, которые будут с ними играть?

Пьеса Михала Вальчака «Последний папа», поставленная Натальей Шумилкиной (Москва), была принята почти без замечаний. Отметили лишь большое количество персонажей, якобы это может увести юного зрителя от основной мысли. Однако с этим можно спорить. Современный ребёнок легко ориентируется в нынешнем многогаджетовом мире. Для него отсутствие динамики скучно и скорее способно увести от главной мысли, нежели привычно меняющиеся картины окружающего.

Кому адресована пьеса? Вряд ли родителям, не уделяющим времени своим чадам, они не придут в театр. Детям? Конечно. И всем, кто способен войти в фантазию ребёнка и понять его.

А вот «Чудо на один день (Маленькая бабушка)» Виктора Ольшанского в постановке Дмитрия Креминского (Москва) не вызвала сомнения в адресате. Тема проста и стара как мир. Глубока – при желании войти в неё – и в то же время лежит на поверхности так, что понятна даже дошколятам. Клетка – это плохо, и жить в клетке никому не хочется – ни зверю, ни человеку. (Хотя к ней так привыкают, что тащат с собой в дремучие леса.) Никто не хочет, чтобы его продавали и предавали (хотя кое-кто готов продавать). Но если делать добро, то даже Чудище лесное способно проявить жалость к глупым людям. Правда, для этого старенькая бабушка должна снова стать маленькой девочкой.

В ЧЕЛОВЕКЕ ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕКРАСНО?

Гвоздём мастерских стал эскиз пьесы Светланы Баженовой «Эмиль Большая Голова», поставленный Алексеем Логачёвым (Саратов).

«Это самый малобюджетный спектакль», - пошутил о постановке Олег Лоевский, поскольку в качестве декораций была использована раздетая до кирпичных стен и старых батарей часть закулисья. В эту обшарпанную механическую функциональность гармонично вписались и человеческие уродцы – бородатая женщина, сиамские близнецы Астор и Гастон, Человек с мешком на голове.

Ещё на этапе выбора материала возникали сомнения: уроды на сцене – зачем? Не слишком ли для детского театра? Однако пьеса с огромным успехом идёт в других городах. И родители считают, что ограничения (6+) нужно снять и смотреть всем.

Алексей Логачёв создал эскиз, полный драматического шарма. Изящный, сказочный. Он очень точно определил грань и ни разу не перешёл её. Здесь и гротеск, и комизм, и романтизм. И некая барочная куртуазность, как заметил Олег Лоевский. Но всё в рамках тактичности: это не шоу уродцев, чего так опасались вначале, а история любви, терпимости и терпения, открывающая клапаны души, ответственные за СОчувствие и СОпонимание.

Под напевы французского шансона мим Жак начинает действо. Он рассказывает эту историю и задаёт стиль мистерии.

Что важнее: любить своё дитя таким, как оно есть, или ломать его сжимателем, прерывая дыхание, дабы сделать таким, как все. «И пусть она умрёт от боли, зато её можно будет положить в хрустальный гроб и устроить пышные похороны», - радуется королева-мать. Её дочь – принцесса Розали – Девочка-гора, живёт в подземелье и выходит наружу только ночью. И вот она встретила в парке Эмиля – человека с такой большой головой, что её стягивают обручами. Они полюбили друг друга, ведь на мир они смотрят одинаково. Эмиль смастерил очки, через которые видишь настоящего ЧЕЛОВЕКА, а не его форму. И гвардейцы, надев окуляры, не обнаружили предназначенных к казни уродцев, а лишь уродливых королеву и её свиту. А принцесса вместе со своими друзьями улетела на корабле, сконструированном Эмилем. Такая вот сказка.

ПУСТЬ БУДЕТ СПЕКТАКЛЬ

Эта история особенно тронула зрителей. Участники лаборатории в ходе круглого стола говорили о терпимости к людям иным. О необходимости, особенно в наше время, понимания, ведь каждый хочет быть понятым. И это прозвучало во всех трёх работах.

Каждый раз творческие мастерские обогащают репертуар театра новыми постановками. Из мастерских вышли такие аншлаговые спектакли, как «Танец «Дели», «Я не вернусь», «Детство 45-53», «Своя земля», «У ковчега в восемь».

Вызвавшая вначале споры пьеса «Эмиль Большая Голова» стала настоящим явлением для Рязани. И, будучи поставлена как полноценный спектакль, она войдёт в золотой фонд Театра на Соборной.

15 марта 2016 г. «ТВ-Панорама» Автор: Елена Аленик