История Репертуар События сезонов Труппа За кулисами Наши проекты Театральные правила Наши спонсоры О нас пишут Зрительный зал и сцена Вакансии Важные ссылки Документы Репертуар на месяц Руководство театра Новости Контакты
Театр без границ

Недавно в Театре на Соборной состоялись творческие мастерские под названием «Текст. Генеральная читка». Приглашённые режиссёры неделю работали над пьесами, которые ещё нигде не публиковались, а затем представили на суд рязанских зрителей эскизы будущих спектаклей. Мы пообщались с теми из них, кто приехал к нам очень издалека, - Татьяной Дрёмовой из Луганска и Вахтангом Николава из Тбилиси.

«МОЁ МЕСТО ТАМ»

Татьяна Дрёмова делала эскиз по пьесе Анны Богачёвой «Гадкий котёнок». Сюжет такой: элитный питомец проиграл конкурс на соответствие стандартам породы; бизнес, задуманный его хозяйкой, не состоялся, и она сослала котёнка к бабушке в деревню. Надо сказать, что коты-сфинксы приязнь вызывают не сразу, но после более близкого знакомства их любят все. Вот и с героем пьесы произошло нечто подобное. О том, что у актёров в эскизе всё получилось, свидетельствует хотя бы отзыв публики 6+. На обсуждении дети сказали, что сначала их смешили заявления кота о собственной красоте, но потом они увидели: он действительно красив! Замечу: после того как кот научился дружить, он проявил к окружающим чуткость, внимание и заботу. Взрослым история про кота тоже понравилась. А режиссёр о своей работе отозвалась так:

- У меня был сфинкс, я сама похожа на сфинкса, поэтому, когда изо всех пьес мне прислали именно эту, я поняла: всё будет хорошо.

- Если спектакль включат в репертуар, вы будете ставить?

- Ну, я надеюсь. Здесь совершенно волшебные артисты. Они с головой погружаются в материал, купаются в нём и получают от этого удовольствие. Это так важно! Работать с ними было просто замечательно!

 - Вы из Луганска, где идёт война. Как вам там живётся?

 - Я живу в Стаханове. В марте будет год, как я туда переехала. Это город в пятидесяти километрах от Луганска. Он ближе к линии разграничения, и там иногда стреляют. А в самом Луганске сейчас всё спокойно.

 - Откуда вы переехали?

 - Из родного Петербурга. А жизнь в Луганске – это моя позиция. В 2014 году, когда всё это началось, я была в Индии. После возвращения мне говорили: да ничего страшного на Донбассе не происходит. Но когда я сама посмотрела повнимательнее, увидела, что это война, и подумала: надо помогать. Начала собирать гуманитарную помощь, ездила туда фотокором. Потом личные обстоятельства сложились так, что вышла там замуж. Муж был военный, он погиб. А я решила, что останусь жить в Стаханове – его родном городе, моё место там. Сейчас работаю в Луганске в Русском драматическом театре имени Павла Луспекаева, ставлю спектакли.

- И люди ходят в театр?

- Да, жизнь идёт, немного налаживается. Кто в 2014-м уехал, возвращаются, и артисты в том числе. Не скажу, что Луганск – театральный город, но на премьеры ходят.

- А что вы уже там поставили?

- «Соловьиную ночь» Валентина Ежова. Ещё в Петербурге я думала, что это как раз то, о чём нужно говорить в Луганске и Донецке. Эта пьеса, точнее, киносценарий напоминает о том, что в любом конфликте по обе стороны находятся прежде всего люди. Национальность, права, обязанности – это всё потом. В любой ситуации надо оставаться человеком. И «Соловьиная ночь» в Луганске звучит, она понятна, её смотрят и благодарят за спектакль…

«СТРАНА – ЭТО ЛЮДИ»

Вахтанг Николава представил современных Ромео и Джульетту из пьесы Полины Бородиной «Рыба и шоколад». Юноша из специнтерната и девушка из хореографического училища очень разные, но они встретились и полюбили друг друга. Разборки в подростковой среде режиссёр поставил с чёткостью почти кинематографической. Театральная общественность выдохнула: «Жёстко!..» А по поводу единственной декорации – бюста Ленина – заявила: мы уже не такие, и дети не знают, кто это. Но дети, участвовавшие в обсуждении, знали: площадь его имени в Рязани есть. Как топоним прозвучало имя вождя пролетариата и в пьесе: «Встретимся у памятника Ленину…» Общее впечатление от эскиза: искренне, достоверно, красиво.

- В Тбилиси вы служите в Русском драматическом театре им. Грибоедова. Много зрителей приходит?

- Много, часто бывают аншлаги. Это один из самых старых театров на постсоветском пространстве, он основан ещё графом Воронцовым. У театра просветительская миссия: сюда приходят с детьми, которые не знают русского, - чтобы приобщить их к русской культуре.

- Как в Грузии относятся к гостям из России?

- Очень хорошо. В последнее время к нам приезжает много русских туристов. Какое-то время назад их не было… Но политика же не касается простых людей! Туристов из России у нас очень ждут.

- Но русский язык в Грузии теперь не очень популярен?

- Знаете, это молодёжь. Такие люди есть и с вашей, и с нашей стороны. Смотрят друг на друга и говорят: с ними что-то не так. Это недопонимание надо преодолевать, в том числе и с помощью культуры. Для того мы и работаем. Там, где идут гуманистические процессы, мы все одной национальности. Я занимаюсь творчеством, поэтому я – очень аполитичный человек.

- Зачем всё-таки бюст Ленина на сцену вынесли?

- Эта проблема есть и у вас, и у нас: социальное неравенство, огромный разрыв между бедными и богатыми. Ведь что происходит, когда чувства молодого человека по этой причине подвергаются унижению? В его душе рождается гнев. И мы не вправе осуждать его за те поступки, которые он может совершить, поскольку нарушена высшая справедливость. Ленин – символ событий, столетие которых мы отмечаем в этом году. Забывать о них нельзя. Главное, не пропустить момент, когда придёт новый такой «ангел» и вновь решит проблему социального неравенства по-своему.

- Вы будете ставить уже полноценный спектакль «Рыба и шоколад»?

- Пока не знаю, как решат. Я бы с удовольствием поставил что-то из классики, потому что здесь очень мощный, быстрый и оперативный коллектив. Это живой театр.

- Какие ещё впечатления увезёте с собой?

- Я счастлив, что побывал на родине Есенина, в Константинове, отдал дань памяти любимому поэту моего отца. Ещё я рад, что познакомился с замечательными людьми. Ведь страна – это люди. Приезжаешь в город, видишь здания, отмечаешь архитектуру, но с самого начала смотришь на людей, на то, как они тебя принимают, как расположены к любви. И я удивлён этим эмоциям, тому, как всё сложилось, как мы подружились. А это самая главная цель таких встреч.

1 марта 2017 г. «Панорама города» Беседовала Наталия Терлеева