История Репертуар События сезонов Труппа За кулисами Наши проекты Театральные правила Наши спонсоры О нас пишут Зрительный зал и сцена Вакансии Важные ссылки Документы Репертуар на месяц Руководство театра Новости Контакты
Почётный возраст

Театр на Соборной готовится отметить 80-летие

Движение ТЮЗов – одно из самых интересных явлений, сохранившихся в российском театре от советского наследия. Более того, явление уникальное, в подобном виде и масштабе не повторяющееся больше нигде в мире. Рязанский ТЮЗ, образованный в 1937 году, стал одним из первых российских специализированных театров для детей.

Для Рязани его открытие стало настоящим культурным событием. Пережив за эти годы все исторические перипетии, переезды и переименования, театр стал местом, где объединяются поколения. Малыши здесь с радостным изумлением смотрят волшебные сказки. Школьники пытливо ищут вместе с артистами ответы на вечные вопросы. Подростки узнают себя. А спустя годы, повзрослев, приходят в театр уже вместе со своими детьми.

Если следовать фактам, то официально юбилей в театре будут отмечать 14 декабря, в день открытия ТЮЗа. Но для театра правильнее говорить не о конкретном дне рождения, а о целом юбилейном сезоне. В этом праздничном состоянии театр пребывает уже несколько месяцев. И о первых ощущениях мы попросили рассказать художественного руководителя Рязанского театра для детей и молодёжи режиссёра Марину Есенину.

ВРЕМЯ «ГРОЗЫ»

– Ощущения необычайно хорошие. Начало юбилейного года выдалось на редкость стремительным и интересным. Вышли новые спектакли, причём абсолютно разные. Постановка для детей «Маленькая бабушка» режиссёра Дмитрия Креминского. Комедия для взрослых «№13», ставшая для нас своеобразным экспериментом.

– Впереди ещё одна премьера, верно?

– Да, заранее не хочется много говорить, но мы идём к «Грозе» Островского. Этой премьерой 30 июня будем завершать сезон.

– Актуальная сейчас, кстати, пьеса. За последнее время её поставили и в БДТ в Санкт-Петербурге, и в Театре Наций в Москве.

– Как говорится, ветром навеяло. Когда «Гроза» возникла у меня в планах, я не знала, что она будет так активно ставиться. Наверное, для каждой пьесы наступает такое время, когда она начинает звучать с новой силой. И сейчас, судя по всему, время «Грозы». Значит, есть в ней что-то такое, что трогает режиссёров именно в этот момент. Хочется верить, что нам удастся сказать своё слово. И надеюсь, что у зрителя будет определённое удивление. «Посидим, поговорим за самоваром» – это будет не про этот спектакль.

– В плане поездок сезон также выдался разнообразным?

– Да, в апреле мы были в Луганске, где принимали участие в театральном фестивале имени Павла Луспекаева «Госпожа удача». (Полагаю, все помнят его коронную роль таможенника Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни»). Там мы представляли спектакль «Детство 45-53: а завтра будет счастье», построенный на воспоминаниях тех, чьё детство пришлось на конец войны, послевоенные годы 1945–1953. Показав его в Луганске, мы ощутили, что там этот спектакль воспринимается, как нигде более. Такой реакции я не видела ни в Рязани, ни в каком другом городе, где мы его показывали: слёзы, смех, аплодисменты после каждой сцены и большие слова благодарности.

К СТОРОМУ НАЗВАНИЮ

– Марина Викторовна, а не хочется ли для театра для молодёжи принципиально нового здания, модернового, с современными технологиями?

– Понимаете в чём дело, я в этом городе родилась. Когда я поступала в ГИТИС, предполагала, что вернусь. По роду своей режиссёрской деятельности мне пришлось достаточно помотаться по стране. Но из всех театров этот стал единственным, где я пришла на репетицию, и мне не захотелось её заканчивать. Мне в нём комфортно и хорошо дышится творчески. Здесь мой коллектив, артисты, с которыми интересно работать (надеюсь, что и им со мной). Технические «навороты» – это, конечно, дело нужное. Но что самое интересное, даже избалованные гаджетами дети реагируют совсем на другое. Даже недавний пример с Кипром. Надо было видеть, как дети ахали от нашей лягушки! А когда Василиса взмахивала руками и летели блёстки, они просто подбегали к сцене, начинали их ловить и рассовывать по карманам, как талисманы на счастье! Если ребёнок включается в театральное действие, то ему не нужны никакие спецэффекты. Хотя, надеюсь, что у нас после ремонта с оборудованием тоже будет полный порядок. Мы этого очень ждём. Для меня в другом театре вся эта техника не будет иметь ценности: она не мной сделана. А здесь ты понимаешь, каким трудом всё достигнуто. Чем больше вкладываешься в театр, тем дороже он тебе становится. И, прикидывая, что было за эти пять лет, честно могу себе признаться: сделано немало.

Да простят меня другие театры, но, на мой взгляд, всё самое интересное сейчас происходит в молодёжных театрах (не конкретно в нашем, а вообще). Интересные режиссёры. Новая драматургия, пусть спорная, но «дышащая», живая. И мы стараемся выстроить репертуар так, чтобы быть в русле современных тенденций. Более того, будем возвращать себе название Рязанского ТЮЗа.

– Даже так?

– Да, я не считаю зазорным называться ТЮЗом. Это было прекрасное движение, возникшее именно в нашей стране. Конечно, «театр для детей и молодёжи» звучит солидно, но, на мой взгляд, ТЮЗ – это бренд. Не надо быть «тюзятиной», это да. А быть ТЮЗом – это прекрасно.

ВМЕСТЕ СО СТРАНОЙ

– А каким было ваше первое знакомство с Рязанском ТЮЗом? Приходили сюда ребёнком?

– Нет, хоть родилась я в Рязани, но детство прошло на Дальнем Востоке. А первое моё появление на сцене Рязанского ТЮЗа было задолго до ГИТИСа. Я тогда работала во Дворце пионеров, вела театральную студию. А на сцене ТЮЗа проходил концерт «Аквариума». Устраивал всё это действо Игорь «Хант» Павлов. И наша задача была делать выходы между песнями. Так и состоялось моё знакомство. А первый режиссёрский опыт произошёл 6 лет назад – это был спектакль «Морозко».

– На 14 декабря намечен юбилейный вечер. Что театр готовит зрителю в этот день?

– Что именно будет показано, говорить пока рано. Сейчас мы как раз пытаемся придумать интересную форму. Театру исполняется 80 лет, и за эти годы вместе со страной он пережил всю её богатую историю. И, конечно, мы хотим осветить все эти вехи.

…Знаете, я думаю, что это здание ждало ТЮЗ. Изначально же ТЮЗ располагался в другом месте, но во время Великой Отечественной войны его перевели сюда. И во время бомбёжек актёры дежурили на крыше театра и сбрасывали попадавшие туда зажигательные бомбы. Артисты практически спасли театр своими руками, и в конце концов он стал их домом. Так что место это особое, намоленное, и, надеюсь, театр встретит здесь ещё ни один юбилей.

БЫТЬ ПЕРВЫМИ!

Интересно, что многие известные и популярные пьесы впервые были приняты к постановке именно в Рязанском ТЮЗе.

- В 1904 году шотландский драматург и романист Джеймс Мэтью Барри выпускает пьесу, где перед зрителями впервые предстал знаменитый «мальчик, который не хочет взрослеть» – Питер Пэн. В России же первое появление Питера Пэна на сцене состоялось в Рязанском ТЮЗе: пьесу Дж.М.Барри в начале 60-х гг. здесь поставил молодой режиссёр Юрий Мочалов.

- Художественный фильм «Чучело» Ролана Быкова, вышедший в 1983 г., стал для советских зрителей откровением. А право первой постановки своей пьесы «Бойкот», по которой был снят фильм, писатель Владимир Железников предоставил Рязанскому ТЮЗу.

- Трудно представить рязанский театр, в репертуаре которого не было бы хоть одного есенинского названия. В Рязанском ТЮЗе впервые увидела свет сценическая версия поэмы «Анна Снегина». И сегодня здесь с успехом идёт «Яр». Этот спектакль стал первой попыткой «перевести» единственную большую прозаическую вещь Есенина на сценический язык.

- Уже несколько лет в Театре на Соборной проводятся творческие мастерские, где на одной площадке встречаются драматурги, режиссёры, артисты и зрители. Подобная практика позволяет авторам представить свои новые произведения. Так в репертуаре театра появились иронический детектив Александра Архипова «Своя земля» и сказка Анны Батуриной «Царевна Верба» – первые постановки в России.

31 мая 2017  г. «Аргументы и факты. Рязань»  Автор: Вера Новикова