История Репертуар События сезонов Труппа За кулисами Наши проекты Театральные правила Наши спонсоры О нас пишут Зрительный зал и сцена Вакансии Важные ссылки Документы Репертуар на месяц Руководство театра Новости Контакты
При свете слов

В Театре на Соборной сыгран 150-й по счёту спектакль «Сотворившая чудо»

Чудеса никогда не казались мне абсурдными.

Тёмное пространство комнаты. Холодно. Пусто. Тихо. Рука неуверенно шарит по стене. Щёлк! То, что мы называем жизнью: яркий свет, тепло, звонкий смех и голоса (пусть даже за стеной). Всего лишь: щёлк! Всего лишь: чудо! Не абсурдно, не невозможно. Но у кого хватит сил сделать чёрное белым? Чьи руки включат в жизнь человека, оказавшегося за её пределами?

Первые секунды спектакля: стерильная картинка.. Семейная идиллия: мама (Валентина Федотенко), качающая коляску, отец (Владимир Ковалёв), листающий газету, повеса-сын (Максим Докучаев), ворчащая, но добрая няня (Римма Чеканова). На заднем плане девочка-подросток (Лариса Силина) – бело-розовое существо. Чисто, приглаженно. Но фальшиво.

???

Слишком много тишины.

Она мгновенно передаётся со сцены в зал. Заполняет его напряжённым ожиданием. Хрупкое спокойствие рушится с первым движением девочки. Исчезает мнимое благополучие. Но остаётся тишина. И в этом полном безмолвии мечется по сцене, рвёт себе рот, конвульсивно рассекает руками воздух… Кто? Как её представить? Элен. Слепоглухонемой ребёнок. «Зверёныш», «Тиран». «Маленький запертый сейф, который никто не пытался открыть».

Чьи руки включат в жизнь человека, оказавшегося за её пределами?

Родители? Их любовь давно переросла в жалость, а жалость – в обречённость. Проще – стерпеть дикие выходки, проще – откупиться сладостью, чем попытаться переломить грубые слепые инстинкты.

У кого хватит сил сделать чёрное белым?

Всё меняется, когда на сцене появляется Учитель. Человек, который не просто учит, не лечит, а подбирает ключ к этому «маленькому запертому сейфу», открывает двери. Делает так, чтобы мир для Элен стал реальностью, а не опасным нагромождением странных предметов. Учительница Анни Саливан (засл.арт.РФ Ольга Прищепова) – центральная фигура спектакля. С её появлением отступают вялость и апатия, появляется дисциплина и власть. «Мы рождены, чтобы говорить слова, и они приходят к нам как крылья», - убеждена она. Для неё это не просто красивая фраза. Ещё недавно она сама была слепой, поэтому в темноте, которая окружает Элен, ей известны многие тропинки. На этом пути жизнь превращается в борьбу, каждый день становится схваткой злой физиологии и строгих методов. Первые победы: аккуратно сложенная салфетка, ложка в руке, несколько заученных слов на языке глухонемых. Но это всё победа дрессировки. А где же чудо?

Переломный момент ощутим и неуловим одновременно: когда «вода» становится не просто словом, не просто сочетанием особо сложенных пальцев, а водой, прохладными струями влаги на руках. Когда слова обретают свет. Всего лишь: щёлк! Всего лишь: чудо!

В основе пьесы Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо» - реальная история Элен Келлер. Родившаяся в 1880 году, она на девятнадцатом месяце жизни перенесла, как называли тогда «мозговую лихорадку», в результате чего потеряла зрение, слух, а это полностью задержало развитие речи. Росло существо совершенно дикое. К девочке была приглашена учительница Анни Саливан, которая упорным трудом выучила Элен не только читать и писать, но и говорить. Спектакль заканчивается свершившимся чудом – первым произнесённым словом «вода». В действительности же Элен в дальнейшем прошла курс школы глухонемых в Нью-Йорке, а затем закончила с отличием Редклифский колледж. Элен  Келлер – общественный деятель, писательница, которой посвящена большая статья в Британской энциклопедии. «История мой жизни», «Оптимизм», «Мир, в котором я живу», «Моя религия»… - книги, каждая страница которых подтверждает: чудеса не абсурдны.

Спектакль Театра на Соборной не раз показывали для детей-инвалидов, для глухонемых детей, которые приходили в зал вместе с родителями. Сказать, что они сопереживали актёрам – это не сказать ничего. Действие перемещалось со сцены в зал, где каждый пропускал происходящее на сцене через себя. И чудо творилось на самом деле: уходя, зрители оставляли в книге отзывов свои ощущения: «Спасибо, вы подарили нам надежду».

<…>  Знаковый спектакль или, как принято сейчас говорить, культовый. И в том, что он столько лет в репертуаре, нет никакого чуда. Просто вот уже 150 вечеров он зажигается на сцене как звезда. И будет зажигаться, ведь каждый раз это кому-нибудь нужно.

22 апреля 2003 г. «Новая газета» Автор: Вера Новикова