История Репертуар События сезонов Труппа За кулисами Наши проекты Театральные правила Наши спонсоры О нас пишут Зрительный зал и сцена Вакансии Важные ссылки Документы Репертуар на месяц Руководство театра Новости Контакты
"От фестиваля к лабораториям"

В среду, 20 марта, планета в 15-й раз праздновала Международный день детского театра. Рязанский областной театр для детей и молодёжи на Соборной отметил его новым спектаклем, который сразу же покорил зрителей.

А незадолго до этого рязанским ТЮЗовцам рукоплескал Кипр, также покорённый талантом российских актёров. Но обо всём по порядку.

ТУТТА КАРЛССОН ПЕРВАЯ И ЕДИНСТВЕННАЯ, ЛЮДВИГ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ И ДРУГИЕ

Эту сказку, рассказанную шведским писателем Яном Экхольмом, знает, пожалуй, каждый. В основном благодаря скучноватому кинофильму «Рыжий, честный, влюблённый», поставленному 30 лет назад. Ну, кажется, что может быть нового в этой давней истории? Чем может увлечь или удивить театральная постановка современного юного зрителя? Или всё-таки может?

Марина Заланская, режиссёр спектакля,  и художественный руководитель театра Марина Есенина, видимо, не ставили особой целью удивлять или завлекать. Они лишь добавили мягкости в подачу, динамичности в развитие сюжета и реалистичности в фантазию. А декорации и костюмы Татьяны Видановой помогли режиссёру создать удивительно сказочную атмосферу на сцене. Всё это, вкупе с грамотным переложением книги в сценический вариант и органичным вживлением в образы актёров, стало удивительным и увлекающим театральным зрелищем. Таким, что и дети, и их родители антракт восприняли как досадное недоразумение – ведь они не сторонние наблюдатели, а соучастники всего происходящего, переживающие за судьбу героев.

Зрителю некогда заскучать или отвлечься. Он с первых минут погружается в жизнь лисьего семейства Ларссон, куда его вводит колоритный Рассказчик (засл. арт. РФ Юрий Антонеев). Респектабельный Папа Ларссон (Роман Данилин) – самый хитрый лис, заносчивый Лабан Ларссон (Роман Личутин) – его старший сын и продолжатель традиций, Мама Ларссон (Татьяна Крючкова) – хранительница норного очага и самый младший сын – 14-й, Людвиг (Николай Шишкин), который не хочет никого обманывать, потому что врать – нехорошо.

- С каким это хулиганьём ты связался? – возмущается папа-лис. – Это не хулиганьё, - отвечает Людвиг, - это мои лучшие друзья – зайчата Туффе-Ту и Юкке Юу (Альбина Ожерельева и Николай Ребров). У них дома есть книжки, а там написано, что все должны быть добры друг к другу.

А ещё лисёнку хочется посмотреть, как живут люди, но для этого нужно перебежать овсяное поле, на котором стоит ЭТОТ! Ну очень страшный субъект, руки в стороны и без лица. Но оказалось, что ЕГО ничуть не боится маленький пушистый жёлтый комочек – по имени Тутта. Милая и трогательная Тутта Карлссон (Екатерина Волкова), его новая подружка. Она привела голодного лисёнка к себе домой, и мама-курица Лаура (Валентина Федотенко) накормила его кашей. Не оставлять же малыша голодным.

Правда, появление в курятнике лисицы явно не одобрил старый сторожевой пёс Максимилиан (толику иронии вложил в сей образ Григорий Саркисов). Но разве могут помешать настоящей дружбе любые преграды? Отважный Людвиг готов рисковать собственной шкуркой, дабы предупредить свою подружку о готовящемся лисьем набеге. Он будет дрожать от страха, завидев шествующие совсем рядом огромные (вот это художественная находка!) человеческие ботинки или не мене огромное ружьё… Но и это не остановит его.

Так же, как не остановит маленькую Тутту, рискнувшую отправиться в лисье логово, чтобы спасти семью своего друга от облавы. И ведь спасла, привела в курятник, чем привела в шок отца семейства Петруса Певуна (неподражаемый Константин Зенков). Наседка спрятала рыжую компанию, потом накормила их яичницей, и все в итоге решили, что дружба – полезная штука.

Такую вот весёлую, добрую и вполне правдивую историю рассказали и показали в Театре на Соборной. И, судя по реакции зрительного зала, она войдёт в золотой фонд рязанского театра для детей и молодёжи.

Как и спектакль «Ночь перед Рождеством», который наш театр представлял на III Международном фестивале «Пять вечеров на Кипре».

РУССКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ КИПР

Российский центр науки и культуры при поддержке Посольства Российской Федерации в Республике Кипр совместно с русским театром на Кипре «Остров» и компанией «Волшебный мир театра» создавали фестиваль с целью развития театрального искусства и расширения двустороннего сотрудничества между Россией и Кипром.

Рязанский театр участвовал в фестивале второй раз. В прошлом году киприоты увидели спектакль «Царевна-лягушка». В этом – «Ночь перед Рождеством».

- Для участия нас пригласила Светлана Суслова, продюсер фестиваля, – рассказывает Марина Есенина, художественный руководитель Театра на Соборной. – На Кипре живёт очень много русских. Это выходцы из России и бывшего СССР. Наш визит произвёл очень хорошее впечатление не только на публику, но и на организаторов. Ещё тогда «Ночь перед Рождеством» заинтересовала принимающую сторону, и в этом году нас попросили представить именно этот спектакль. К тому же Светлана Суслова - уроженка города Львова, и, конечно, тема Украины очень ей близка.

Адаптировать спектакль к фестивальному показу показалось мне очень интересной творческой задачей. Ведь необходимо было не только минимизировать декорации и при этом не потерять в достоверности, но и сократить количество занятых в постановке актёров с 25-и до 11-и. Причём сохранив текстовой объём и количество действующих лиц.

- Но, в общем, всё удалось?

- Да. Были сделаны элементы декораций, которые мы смогли провезти в самолёте и собрать на сцене. Очень помогла нам и кипрская сторона. В частности – изготовила белое покрытие сцены, без которого весь смысл спектакля рассыпался бы. Ведь это зима. А артисты сами выполняли функции гримёров, реквизиторов, костюмеров и играли по нескольку ролей. Некоторые – до четырёх.

- Сколько спектаклей вы сыграли?

- Два. Первый по просьбе продюсера в Лимассоле для школьников. Было очень приятно видеть реакцию детей. Причём это взрослые дети, 15-16 лет. Спектакль, конечно, позитивный, но даже учителя плакали в какие-то моменты: то ли это ностальгия, то ли особое восприятие. Но это совершенно удивительная история, когда играешь вроде бы привычную вещь, а за границей она рождает совершенно другое отношение, чем у себя на родине. Так было, например, в Луганске, когда мы играли «Детство 45-53». И вот здесь на Кипре. Ещё один спектакль мы играли на закрытии фестиваля, на большой сцене театра Риалто.

- Кто ещё участвовал в фестивале?

- Московский драматический театр «Школа современной пьесы» Райхельгауза, совершенно замечательный Одесский театр, Тбилисский государственный театр им. Грибоедова, мы слушали «Евгения Онегина» в исполнении Димы Дюжева (могу так его называть, потому что он мой однокурсник, мы 20 лет не виделись и были очень рады встрече и возможности переговорить). Фестиваль был очень объёмным, мы были единственным провинциальным театром, и меня очень радует, что в этом потоке известных столичных коллективов мы не растворились. А как отмечали многие, были одним из самых лучших и интересных.

- Планируете ли ещё участие в Кипрском фестивале?

- Мы получили приглашение на следующий фестиваль. Но, скорее всего, сначала к нам приедет кипрский театр «Скала».

- Сейчас в театре идут премьерные спектакли про Тутту Карлссон и Людвига Четырнадцатого. Каких ещё премьер нам ждать в этом театральном сезоне?

- В планах две премьеры. Вахтанг Николава будет ставить у нас «Ромео и Джульетту» Шекспира, а Наташа Лапина – «Капитанскую дочку» Пушкина. А в ближайшее время начнут свою работу театральные лаборатории.

28 марта 2019 г. «Областная Рязанская Газета» Автор: Елена Аленик