История Репертуар События сезонов Труппа За кулисами Наши проекты Театральные правила Наши спонсоры О нас пишут Зрительный зал и сцена Вакансии Важные ссылки Документы Репертуар на месяц Руководство театра Новости Контакты
Свобода и несвобода

Это выбор самого человека

В апреле в Театре на Соборной с успехом прошла премьера. Худрук театра Марина Есенина поставила спектакль «Тринадцатая звезда» по пьесе Виктора Ольшанского, основанной на рассказах англо-американо-канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона. Спектакли по этому произведению в Рязань на фестиваль «На пороге юности» привозили другие театры, и они пользовались большим успехом. Эта история адресована подросткам – и затрагивает серьёзные темы.

Действие разворачивается в Пристани, месте, где тренированные кролики бегают от охотничьих собак, а зрители делают ставки на жизнь или смерть ушастых участников. Ещё никто из невольников-кроликов не вышел из Пристани живым. Есть только один шанс получить свободу – тринадцать раз убежать от собаки, получив тринадцать «звёзд». У главного героя, кролика Джека Боевого Конька, уже двенадцать звёзд, но… Человек с ружьём, Слаймен, добивающий проигравших кроликов, принуждает другого «звёздного» бегуна, Громилу, нанести увечье Джеку перед решающим забегом…

Жизнь и смерть в Пристани зависят не только от физической формы, выносливости, но и от силы духа, воли, от чувства товарищества и благородства души. Сетон-Томпсон был одним из идеологов движения скаутов (с которых потом брали пример пионеры), а тринадцать звёзд и полос изначально имел американский флаг (полосы символизировали свободу). Но Марина Есенина делает акцент не только на соревновательно-братском духе – хотя и это читается. Она ставит спектакль в жанре мелодрамы (это заявлено в программке).

Режиссёру важны светлые чувства героев. Любовь Джека к крольчихе Ясноглазке, ради которой он готов на всё – пусть она этого и не достойна. Любовь Джека к покойным родителям, приходящим к нему во сне. Забота Джека о кролике-новичке по имени Пушок: он жертвует отдыхом перед решающим тринадцатым забегом, чтобы помочь товарищу. Важны не только добрые поступки, но и исповедальные монологи сторожа Пристани Мики Ду и старой крольчихи Вислоухой, помогающих Джеку.

Сопряжение жёстких динамичных эпизодов и лирических сцен позволяет «держать» внимание зрителей, эмоциональный накал не ослабевает. Лихо закрученный сюжет, акробатические номера, поединки – с одной стороны; тщательная психологическая «прорисовка» характеров, их развития, поступков – с другой. Именно «объёмность» персонажей позволяет исподволь, без назидательности поднимать в спектакле важные темы – преодоление страха, готовность жертвовать своими интересами ради других, нерасчётливость настоящей любви.

Конечно, такое возможно только при наличии хорошего актёрского ансамбля. Главную роль, Джека Боевого Конька, исполняют в очередь Дмитрий Мазепа и Константин Ретинский. Дмитрию Мазепе, кажется, легко дается всё – и сложная психологическая партитура, и акробатические трюки. Ему веришь безоговорочно – и сопереживаешь. Настоящий человек, сильная личность, лишённый бахвальства, искренний в любви и дружбе – таков Джек в исполнении Мазепы.

Громила, сыгранный Дмитрием Немочиным, наделён душой невольника. Ему комфортно в клетке, он признаёт только силу, никто ему не дорог. Он даже рискует жизнью влюблённой в него Ясноглазки. Эту кокетливую крольчиху, бездумно принимающую знаки внимания от нескольких кавалеров, но в тяжёлую минуту готовую рискнуть жизнью ради любимого, играет Екатерина Васильева. Самые большие внутренние изменения происходят с новичком Пушком (в этой роли Илья Кузьмин). Ленивый и трусливый в начале, испугавшийся предупредить Джека о заговоре, он, под влиянием общения с ним, меняется – и ломает себя, свой страх. А вечно простуженный Слаймен в исполнении Сергея Невидина, напротив, храбр только когда держит в руках ружьё, а без него превращается в тряпку.

Вызывает безоговорочную симпатию сторож Мики Ду, которого играет новый актёр труппы многоопытный Владимир Баранов: мы видим, как симпатия к Джеку берёт верх над благоразумием и желанием подзаработать. (Мики Ду в очередь играет и Константин Зенков). Крольчиха Вислоухая, резкая, угловатая, на поверку оказывается сломленной людьми претенденткой на тринадцатую звезду, личностью, когда-то стремившейся к свободе. (И тут два состава: заняты Марина Заланская и Анна Комарова). Роли призраков усопших родителей достались заслуженным артистам России Владимиру Устинову и Светлане Гузиковой (в другом составе – Людмиле Сорокиной). Тут можно легко уйти в пафос и тем самым вызвать неприятие и скуку у подростков в зале, но мэтры нашего театра умеют выдержать нужную интонацию.

А верную интонацию всему спектаклю задают костюмы и декорации Юлии Ксензовой, главного художника театра. Звёздное небо и белые одежды родителей отражают один пласт – сон и призрачную свободу; деревянные конструкции, ряды казарменных ламп и полувоенные-полуспортивные костюмы героев – другой, жестокую реальность. Но при всей унификации наряд каждого персонажа имеет отличительные черты, работающие на образ. Внёс свою лепту в создание «цельного полотна» и композитор театра Владимир Устинов, музыка которого неотделима от действия.

…В финале «исчезают» ряды низко повешенных ламп, а с ними – ощущение давящего холодного пространства, возникает свободный космос звёздного неба. Свобода подчас даётся дорого, но она того стоит…

8 мая 2013 г. «Рязанские ведомости» Автор: Елена Коренева

http://rv.ryazan.ru/news/2013/05/08/19814.html