История Репертуар События сезонов Труппа За кулисами Наши проекты Театральные правила Наши спонсоры О нас пишут Зрительный зал и сцена Вакансии Важные ссылки Документы Репертуар на месяц Руководство театра Новости Контакты
Театральный этикет для взрослых

Посещение театра – всегда праздник. Поэтому и выглядеть здесь нужно соответственно. Одежда, предназначенная для похода в театр, должна отличаться от повседневной. Косметика и одежда не должны быть яркими и броскими. Духами нужно пользоваться с большой осторожностью и деликатностью, особенно, если это духи с сильным, резким запахом. Рядом с вами могут оказаться люди-аллергики, да и просто те, кому этот запах не нравится.

В театр надо приходить заранее. Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать мужчину в театр, но в любом случае билеты и номерки всегда должны быть у мужчины. Первой в театр входит женщина, причём мужчина открывает перед ней дверь. Мужчина (или приглашающий, если в театр идет целая компания) держит билеты в руке с тем, чтобы предъявить их контролёру, и пропускает приглашённых в фойе перед собой. Войдя в фойе, мужчины снимают головные уборы, а при выходе надевают их только в дверях.

В гардеробе мужчина помогает спутнице снять пальто или  плащ, и только потом раздевается сам. Сдав верхнюю одежду в гардероб, номерки мужчина оставляет у себя. После того, как оба разделись, женщина может подойти к зеркалу, но не для того, чтобы подкрасить губы или привести в порядок свой наряд, а только для того, чтобы слегка поправить причёску. Для всего остального существуют дамские комнаты. Пока дама находится у зеркала, её спутник ожидает в стороне. При этом дурным тоном считается, если мужчина углубится в чтение газеты или книги. Максимум, что позволительно сделать в рамках этикета – это приобрести программку и изучить её.

Предлагать даме сладости и прохладительные напитки входит в обязанности кавалера. Однако едят и пьют в буфете, а не в фойе. Также перед спектаклем мужчина должен купить даме программу. При этом не надо уточнять, нужна она ей или нет.

В партере, амфитеатре и бенуаре нужно занимать свои места не позже третьего звонка. Если ваши места в середине ряда, то надо сесть заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих с краю. Если ваши места расположены с краю, то можно чуть-чуть задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская садящихся в середине. Если места расположены в ярусе, мужчина идёт впереди спутницы на полшага, при спуске наоборот – немного позади. К своему месту первым проходит мужчина, за ним дама. Кавалер, выбирая место, более удобное и комфортное оставляет своей спутнице. Если же в театр приходят две пары, то сначала проходит один из мужчин, за ним обе женщины и заключает второй мужчина. Если места в ложе, дамы занимают первый ряд, их спутники располагаются сзади. Следует помнить, что проходят между рядами спиной к сцене. Надо также иметь в виду, что каждый зритель имеет право только на один подлокотник.
Если вы опоздали, следует пройти на ярусы или балкон, независимо от купленного места. Если свободных мест нет, следует постоять у двери до антракта, после которого можно занять свои места.
На чужое место не принято садиться, так как, во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которые будут вынуждены выяснять с вами отношения; во-вторых, вам самим будет неловко, когда вас на глазах всего зала будут «прогонять». Если же вы сами обнаружили, что ваши места заняты - предъявите свои билеты и учтиво попросите освободить ваши места. Если произошла ошибка и на одно место были выписаны два билета, то обращаются к служащему театра, который обязан решить эту проблему.

Если вы встретили в театре знакомых, их следует приветствовать улыбкой и кивком головы, но ни в коем случае нельзя окрикивать их и заводить разговоры «через головы» других зрителей. Если вам захотелось сесть вместе и такая возможность есть, вы можете предложить своим ближайшим соседям поменяться местами, но только в том случае, если предложите им места равноценные или лучшие.

Во время спектакля нельзя делать никаких комментариев или замечаний, даже вполголоса. Поговорить и обсудить увиденное можно во время антракта, а ещё лучше – после спектакля. Может случиться, что представление придётся вам не по душе. Постарайтесь сдержать свои чувства, спокойно дождитесь ближайшего антракта и покиньте театр. Если же крайне необходимо выйти из зала прямо во время спектакля, постарайтесь при этом причинить остальным зрителям как можно меньше беспокойства. Если в силу каких-либо обстоятельств нужно раньше уйти из театра, то последний акт смотрят на балконе, затем, никого не потревожив, уходят.

Звонки во время спектакля отвлекают от представления не только зрителей, но и актёров. Отключите сотовый телефон! Также нельзя фотографировать спектакль и снимать его на видеокамеру без специального разрешения администрации.

В антракте можно выйти в фойе. Если дама хочет остаться во время антракта на месте, кавалер остаётся с ней. Если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает её.


Награда актёрам - аплодисменты зрителей, поэтому, если вам нравится, - не скрывайте своих эмоций. Аплодисменты - выражение признательности зрителей за доставленное удовольствие. Кроме финальной сцены, в театре принято аплодировать после каждого действии, в конце блестяще сыгранной сцены, иногда - при выходе на сцену известного актёра. Если спектакль оставил вас равнодушным, аплодисментами просто поблагодарите артистов за работу.

Не следует торопиться в гардероб до тех пор, пока не закончилось действие и актёры не вышли поклониться. Обязательно поблагодарите актёров за их искусство и дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете спокойно отправиться в гардероб. Чтобы не тратить время на стояние в очереди, можно переждать толчею в фойе, обсуждая увиденное.

В гардеробе мужчина должен взять верхнюю одежду и помочь даме одеться. Вначале мужчина сам быстро надевает пальто или плащ. Женщина в это время переобувается, если она взяла с собой вечерние туфли, или надевает головной убор. Затем джентльмен подаёт спутнице верхнюю одежду. 

После спектакля кавалер обязан проводить даму домой. Если есть желание и возможность, обсудить спектакль можно за ужином в каком-нибудь уютном ресторанчике.