В Международный день театра заслуженная артистка России Светлана Николаевна Гузикова принимала юбилейные поздравления от своих коллег. Появление на сцене театра драмы, где по традиции проходил «Бал Мельпомены», талантливой актрисы, сохранившей в душе огромную любовь к искусству, чистоту и требовательность к себе, зрители встречали искренними аплодисментами.
Для многих театралов в нашем городе имя Светланы Гузиковой связано с незабываемой порой рязанского театра юного зрителя в 70-е – 80-е годы, с одной из самых интересных страниц истории этого творческого коллектива, который нынче мы с любовью называем Театром на Соборной.
Юная выпускница Саратовского театрального училища быстро стала любимицей рязанской публики. А она сразу же полюбила сцену своего театра, оценила её близость к зрителям. И с тех пор всегда стремилась доверить залу все оттенки чувств, душевных движений своих героинь, будь то Мама-Кошка в сказке С.Маршака или таинственная Мэри Поппинс, завуч Дубайте из нашумевшего спектакля «Любовь, джаз и чёрт» или шекспировская Титания из комедии «Сон в летнюю ночь».
Сыгранные молодой актрисой роли согревались каким-то особым обаянием, она очаровывала зрителей тайной своей профессии, скрытой в глубинах её души и отражавшейся во взгляде, жесте, движении. Каким незабываемым для нас остался проникновенный образ Анны, жены Шекспира, в спектакле «Быть или не быть» У.Гибсона. В каждом спектакле Светлане Гузиковой удавалось раздвинуть рамки сюжета, углубить его, что особенно ценил Сергей Константинович Кузьмин – главный режиссёр театра. Это с его реформаторской деятельностью в рязанском ТЮЗе связан расцвет творчества актрисы, его сценическая школа дала ей много.
В последующие годы судьба по-прежнему была благосклонна к актрисе. Сложился многолетний творческий тандем с Василием Владимировичем Грищенко, возглавившим Театр на Соборной. В новом репертуаре театра творческий диапазон Светланы Гузиковой расширился. Здесь и загадочная, трагикомическая Шарлотта Ивановна ( «Вишнёвый сад» А.П.Чехова), и страстная гречанка Лисистрата в комедии Аристофана, волчица-мать Ракша («Маугли» Р.Киплинга) – образ-символ, энергетический центр спектакля. И партийный агитатор Люшка с её знаменитой фразой: «Здорово, народ!» в комедии «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» по повести В.Войновича, и императрица Екатерина Вторая («Царская охота» Л.Зорина). В лучших работах актрисы романтические взлёты свободно чередовались с острой сатирой, драматическая игра с пластическом рисунком роли. Зрители наслаждались её игрой, сочетанием бурного и сильного драматизма с подлинно комедийным изяществом и тёплым лиризмом.
Однажды к Светлане Николаевне подошёл незнакомец, выросший ещё на спектаклях рязанского ТЮЗа, и сказал, что до сих пор помнит её участие в начале 70-х в «Поэтическом театре Лорки», где юная актриса читала стихи испанского поэта. И тут удивляться не приходится, потому что мелодику стиха она всегда глубоко чувствовала, владела словом, как никто другой. Вспомним её поэтический, щемящий душу образ Анны Снегиной в сценической версии поэмы Сергея Есенина. А спустя годы актриса вышла в роли Матери поэта на празднике в селе Константиново:
- Если можешь ты, то приезжай, голубчик, к нам на святки… - услышав эти слова, интонацию её голоса, народ замер, взволнованный до глубины души открывшейся через искусство правдой жизни.
О театре, о правде жизни и художественном вымысле много говорилось и спорилось в семье актрисы. Муж Светланы, Сергей Полупанов, был талантливым, творческим человеком. Он поставил на малой сцене ТЮЗа захватывающий современный спектакль «Остров», создал в Рязани театр драмы и музыки «Ника», режиссировал театрализованное действо «Евпатий Коловрат», сыгранное под открытым небом, не древнем кремлёвском валу в год столетия Сергея Есенина. Его любимым делом была кропотливая работа над созданием для спектаклей партитуры звука и света. В этой среде росла дочь Настя, позже окончившая институт культуры. Так что все занимались одним делом, чувствовали одинаково, вдохновенно и увлечённо работали.
Творческий огонь Светлана Гузикова высоко ценит в своих партнёрах и, конечно же, друзьях. И сегодня она вспоминает их с неподдельной нежностью. Актёр Борис Токарев… Могучий красавец-сибиряк, лицо театра её молодости. Вдвоём они получили премию Рязанского комсомола за спектакль о работе райкома «Кто, если не ты!» Валерий Петриев… Основной партнёр актрисы, вместе они играли много, но особенно любили «Поднятую целину», Петриев – Нагульнов, она – Лукерья. Владимир Диканский… Первый Есенин на рязанской сцене, Поэт в «Анне Снегиной». Тамара Ивановна Агевнина… Замечательная актриса старшего поколения. «Дорогая Памела» - их общий любимый спектакль. Как благодарна она этим людям, как значимы они были в её жизни!
Вот и нынешние партнёры Светланы Гузиковой – талантливые актёры, весёлые, улыбчивые люди, неординарные личности: Владимир Ковалёв, Владимир Устинов, Виктор Шульц. Их общий дом – театр. Со студенческих лет рядом по жизни её близкие подруги – театральный режиссёр Любовь Павлова, актриса рязанского театра драмы Людмила Коршунова. Вместе они любят обсуждать спектакли, разбирать роли и вообще житейские дела.
- Мы всё время нужны друг другу, - говорит Светлана Николаевна о своих подругах. – Особенно теперь, когда появились у бабушек внуки.
И хотя есть грустинка в этих словах о бабушках и внуках, в её душе по-прежнему горит огонь творчества. И живёт неистребимая актёрская мечта о новых ролях на сцене родного театра.
А годы, они не существуют для женщины, умеющей очаровывать зрителей, а лучше обратимся к драматургам и режиссёрам со словами просьбы и упрёка. Упрёка в том, что мало написано ролей для актрис, вбирающих и молодость сердца, и опыт возраста. И просьбы как можно больше думать о тех, для кого сегодня наступила пора особой зрелости мысли, умения, мастерства. О тех, кто в самом сокровенном и главном продолжает высокие традиции русского театра.
22 апреля 2010 г. «Вечерняя Рязань» Автор: Татьяна Шестакова