Театр на Соборной празднует двойной юбилей
Спектаклем «Сотворившая чудо» по пьесе американского драматурга Уильяма Гибсона Рязанский государственный областной театр для детей и молодёжи открыл 75-й юбилейный сезон.
Отметим, что в нынешнем году прославленный театр, на сцене которого в разное время блистали выдающиеся актёры, празднует двойной юбилей. 75-й театральный сезон совпал со 150-летней годовщиной со дня открытия здания театра. О сегодняшнем и завтрашнем дне одного из старейших рязанских театров мы беседуем с его художественным руководителем Мариной Есениной.
Предсезонное настроение
- Марина Викторовна, вы возглавили театр в июле этого года, и это первый опыт работы известного театрального режиссёра Есениной в качестве художественного руководителя. Не трудно ли было для вас, творческого человека, с головой окунуться в организационно-хозяйственную деятельность?
- Не стану скрывать, первые дни во всей этой круговерти ловила себя на мысли, что только и думаю о том, как бы поскорее вернуться в репетиционный процесс. Потому что только в зале, вместе с актёрами, я отдыхаю душой… Но, в конце концов, не боги горшки обжигают… Главное для художественного руководителя - это желание воплотить своё видение очага культуры. Тем ответственнее и почётнее эта задача, когда судьба даёт шанс исполнить её в театре с такой славной историей.
Я работала во многих театрах в качестве режиссёра и могу сказать, что здесь присутствует необычайная, трепетная атмосфера, что по нашим временам можно встретить нечасто. Поверьте, это не просто красивые слова. Есть залы, которые буквально «вытягивают» из тебя все силы. Здесь же будто сама сцена, сам зал «подпитывают» тебя энергией. И даже когда устаёшь - это приятная усталость.
- С каким настроением открываете юбилейный театральный сезон? Какие планы должны воплотиться в жизнь уже в обозримом будущем?
- Настроение - оптимистичное. На этот сезон задачи стоят, быть может, скромные, но решить их необходимо, чтобы двигаться дальше. Прежде всего, в театре нужно создать благоприятные финансовые условия, сформировать крепкую материально-техническую базу. Такую, чтобы штатные и приглашенные актёры думали не о хлебе насущном, а могли полностью отдавать себя творчеству. Так что будем постепенно приводить театральное хозяйство в порядок… А там уже не за горами момент, когда придёт время для реконструкции здания Театра на Соборной.
В конце ноября детская аудитория сможет увидеть новый спектакль «Царевна-лягушка». На вторую половину сезона готовим спектакль по пьесе отечественного драматурга Виктора Ольшанского «Тринадцатая звезда», адресованный подростковой публике. Позднее придёт время и для постановок по Островскому, Шекспиру, но пока хотелось бы говорить о конкретных, выполнимых планах, а не заниматься прожектёрством.
- За время своей работы в Театре на Соборной какие «козыри» вы увидели в его потенциале?
- Самая сильная сторона этого театра - его коллектив. В людях, которые работают здесь, есть уважение к себе и к своим коллегам по цеху, а это чрезвычайно важно. Ни разу за всё время моей работы я не сталкивалась с конфликтами. Возможно, причина этого - в постоянном общении коллектива театра с детьми, и эта самая детская доброта и непосредственность передаются в какой-то мере и взрослым…
Диалог с подростком
- В желании увлечь подростка у театра есть сегодня серьёзный конкурент. При наличии доступа в Интернет ребёнку вовсе не нужно предпринимать усилий, чтобы увидеть или узнать что-либо. В театр же следует для начала хотя бы прийти… Как в этих условиях вы завоёвываете юного зрителя?
- Эта проблема касается не только подростков, но и взрослых. К счастью, у нас пока в зрителях недостатка нет. Однако при том, что есть думающие, неравнодушные дети, которые идут в театр не по «разнарядке» от школы, а по собственному желанию, для немалого количества подростков в возрасте от 13 до 16 лет театр действительно мало интересен. Да и сами мы, взрослые, честно говоря, слабо понимаем, что же представляет собой подросток. И когда он оказывается в театре, то остаётся безразличен к происходящему на сцене, потому что видит - это не про него…
- Но есть же что-то, что способно пробуждать эмоциональный отклик у каждого подростка?
- Подростки, как бы нелицеприятно это ни звучало, живо реагируют, когда видят на сцене отображение детской жестокости. Разумеется, это не значит, что театр должен идти на поводу у такой эмоциональной реакции. Наша задача - не просто констатировать проблему, и уж тем более недопустимо спекулировать на ней. Нужно разобраться в её причинах. Одна из причин очевидна - это желание уйти от одиночества. Отсюда же проистекает и внешняя агрессия и желание замкнуться в интернет-пространстве, предпочтя ему реальный мир.
Вместе с тем, подростку становится интересно, когда о его проблемах с ним со сцены говорят на равных. Не поучая, мол, «так-то поступать можно, а так-то нельзя»: такое лицемерие дети чувствуют мгновенно. И в то же время, не потакая ему, желая пробудить его интерес любыми средствами. Эта грань очень тонкая.
- И как же на ней удержаться?
- Важно ощущение внутренней правдивости того, что ты делаешь. Но усилий только с нашей стороны, чтобы привить подростку стремление к культуре, недостаточно. И уже сейчас мы берёмся за разработку большого проекта, который мог бы объединить многих людей: деятелей театра, драматургов, педагогов, самих подростков… Не открывая всех подробностей, скажу только, что на базе Театра для детей и молодёжи могла бы быть создана экспериментальная творческая лаборатория, в условиях которой, работая бок о бок, мы, возможно, сумели бы найти ответы на некоторые из крайне непростых вопросов. Так могла бы формироваться хорошая драматургия для подросткового зрителя, которой сегодня в России очень мало. И мы, со своей стороны, готовы были бы охватить тех подростков, которые пока ещё находятся на очень большом удалении от культурного самовоспитания, включая детей из неблагополучных семей, подростков, пребывающих в местах лишения свободы для несовершеннолетних. И пусть нам удастся привить стремление к прекрасному далеко не всем. Но если мы сумеем изменить жизнь хотя бы нескольких человек - это уже будет большое дело…
17 октября 2012 г. «Аргументы и факты» Автор: Александр Абрамов