История Репертуар События сезонов Труппа За кулисами Наши проекты Театральные правила Наши спонсоры О нас пишут Зрительный зал и сцена Вакансии Важные ссылки Документы Репертуар на месяц Руководство театра Новости Контакты
Дульсинея из Сибири

Конец семидесятых. Жаркое лето. Красноярск. Огромный сибирский город, раскинувшийся на двух берегах могучего Енисея. Тесные полутёмные коридоры старинного здания на проспекте Мира. Нас много. Мы – это первые абитуриенты только что открытого Института искусств. Желающих стать артистами всегда много в Москве, Ленинграде, Свердловске, Ярославле, Ростове, Владивостоке – везде, где есть учебные заведения, готовящие профессиональных актёров. Вне зависимости от географии проблем с набором не существует. Сотни, тысячи молодых, уверенных в собственном таланте готовы без оглядки броситься в эту прекрасную жизнь, где ждут полные залы, аплодисменты, признание.

И что им предупреждения, что актёрская профессия – это, по сути, большая лотерея, где на одну минуту счастья приходятся годы бессонных ночей, адского труда, растоптанных самолюбий, исковерканных судеб. Они готовы на жертвы, они знают – это их мир!

Да, нас было много в то жаркое красноярское лето. Но светло-серые, огромные, серьёзные и как-то по-особенному светящиеся глаза невысокой стройной девушки запоминались сразу. Она не участвовала в наших весёлых абитуриентских разговорах, приходила на очередной экзамен и сразу исчезала, оставаясь загадкой. И только потом я узнал, какой надёжный друг и товарищ Люся Сорокина, обладательница этих удивительных глаз.

«Веришь, если бы мне тогда в Красноярске сказали: будешь ночами вагоны с углем разгружать бесплатно, но поступишь в институт – согласилась бы и ни на секунду не задумалась!» – вспоминает заслуженная артистка России, ведущая актриса Рязанского Театра на Соборной Людмила Сорокина.

Верю, Люся, конечно, верю. Сам такой. Да и не идут в эту профессию без абсолютной веры в свое предназначение. Другой вопрос – как дальше сложится, насколько хватит сил, таланта, души, просто удачи. А пока мы, обалдевшие от волнения, сидим в полутёмном коридоре новорождённого сибирского института и ждём, когда вызовут твою «десятку» на первый тур. Там, за закрытой дверью, решится судьба – проза, стихи, басня, и снова до сердечного приступа ожидание – прошёл или не прошёл?

Нашему курсу повезло. У нас были отличные учителя. Не буду сейчас вдаваться в подробности театральной педагогики. Тут своя сложная специфика, которую не объяснишь в газетной публикации. Но главное – не в этих профессиональных нюансах.

«Я сегодня пытаюсь внушить своим студентам: театр – это прежде всего огромный труд! – говорит Людмила Сорокина. – Причём труд, который необходимо любить и свято верить в его необходимость. Если можно себе представить раба на галере, который готов целовать свою цепь, приковавшую к веслу, то, наверное, точнее не скажешь. Конечно, необходимы природные данные, талант, но всё это может пойти прахом (и таких примеров сотни), если нет этой сумасшедшей готовности к ежедневной кропотливой и зачастую неблагодарной работе.

Читатель, наверное, уже понял, что с Людмилой Сорокиной мы знакомы очень давно. Скажу больше: почти родственники. Потому что четыре года совместного обучения актёрской профессии вполне можно приравнять к счастливому детству в одной семье. Она всегда была одарена упрямой целеустремлённостью настоящего трудоголика. В профессию пришла (по театральным меркам) довольно поздно. За плечами уже был опыт студенчества в техническом вузе, работа в театре костюмером. Возможно, поэтому не было на нашем курсе человека более готового к круглосуточным репетициям. И мы действительно пропадали в институтских аудиториях сутками – этюды, отрывки, сценическая речь, сценическое движение. Это, так сказать, обязательная программа актёрского обучения. А ведь ещё успевали делать самостоятельные работы вне программы, готовили капустники, что-то сочиняли и, конечно, влюблялись, праздновали, пели песни под гитару – как же без этого в студенческие годы?

«Это было самое счастливое время, – уверена Людмила Сорокина. – Помнишь, как мы всем курсом, буквально держась за руки, ходили в библиотеку перед сессией, читали пьесы по “зарубежному театру”, обсуждали Шекспира, Сервантеса?»

Помню, Люся, конечно, помню. Разве можно такое забыть? В той самой библиотеке около читального зала стояли два больших мягких кресла. И с раннего утра до позднего вечера (читальный зал закрывался в 21.00) в них мирно посапывали наши однокурсники с очередной «мудрой» книжкой в руках. Стоило только «приземлиться» в их «тёплые объятия» – и никакой Шекспир уже не мог удержать слипающихся глаз. Но ровно через полчаса подходил следующий товарищ, тряс за плечо, и происходила «смена караула». Так, периодически просыпаясь и засыпая, мы мужественно постигали театральную теорию.

По распределению Людмила Сорокина пришла работать в Красноярский ТЮЗ. Легендарный театр. Достаточно сказать, что именно оттуда вышли такие звёзды советской сцены, как Николай Олялин и Лариса Малеванная. Там начинали знаменитые режиссёры Кама Гинкас и Грета Яновская. Попасть в коллектив с такими традициями – большое везение для начинающего актёра. Хотя как сказать… Думаю, что для любого театра с самой замечательной труппой и биографией большим везением было заполучить такую актрису, как Людмила Сорокина. И дело тут не только и не столько в безусловном даровании, отчётливо видном ещё в студенческие годы. Сколько их, талантливых и одарённых, ежегодно приходят в театры и бесследно исчезают, растворяются в этом жёстком и порой очень жестоком мире. С Люсей так не могло произойти по определению. Уже одна из первых её ролей – Таня Тёткина в спектакле «В огне брода нет» (читатели, конечно, помнят знаменитый фильм Глеба Панфилова с Инной Чуриковой в главной роли) – поражала глубиной и искренностью.

Вчерашняя студентка? Да такого не может быть! То, что делала на сцене Люся, было под силу только настоящему профессионалу. И только те, кто хорошо знал Людмилу Сорокину, понимали, что произошло «обыкновенное театральное чудо», когда талант и трудолюбие совпали с практически полной родственностью характеров актрисы и главной героини. Преданность, готовность на самопожертвование, одержимость творчеством – Людмила Сорокина и Таня Тёткина проживали каждый кусок этой сложнейшей роли без малейшего зазора между образом и актёром! И ещё одно чудо произошло на этом спектакле. Её партнером был молодой актёр Вячеслав Сорокин. С тех пор они вместе идут по жизни вот уже тридцать лет. Надо сказать, редкий случай в театральном мире, где семейные связи не отличаются большой прочностью. Но Слава с Люсей – другие… И мы всем курсом гуляли на актёрской свадьбе, и кричали «Горько!», и поднимали тосты за прочность союза. Слава богу, наши пожелания сбылись. Через несколько лет Слава с Люсей вместе приехали работать в Рязанский ТЮЗ, вместе прошли через все сложности врастания в новый коллектив. Знаю не понаслышке, как это сложно и порой мучительно. Тут все дружеские, семейные связи проходят проверку на прочность. И они её прошли с честью. Остались верными себе и друг другу, вырастили двух чудесных сыновей, что при актёрском скромном бюджете ох как непросто, сегодня они уже бабушка с дедушкой.

«Знаешь, за эти годы (более тридцати лет на сцене – срок действительно немалый – прим. авт.) было много ролей, в том числе и главных, – размышляет Людмила Сорокина. – Но есть роли и роли… И тех самых настоящих, куда удалось врасти всеми нервами, кровью, судьбой, у каждого актёра не так уж и много. Мне повезло – могу насчитать целых четыре: Таня Тёткина, Анни из "Сотворившая чудо", Крыся из "Легенды об Искремасе" и, конечно, Дульсинея».

Остановимся и мы на последней из перечисленных. Такое впечатление, что прекрасный драматург Александр Володин писал свою Дульсинею Тобосскую, всю эту историю жертвенной любви и веры специально для Людмилы Сорокиной. И опять – чудо совпадения актёрских данных с жизненной темой. И снова я, как и много лет назад в Красноярском ТЮЗе, сидел в зрительном зале, плакал и смеялся, верил и гордился мужеством володинской Дульсинеи, моей дорогой однокурс­ницы, заслуженной артистки России Людмилы Сорокиной. Время безжалостно, но и оно не смогло погасить чудесного блеска Люсиных глаз, которые я впервые увидел в полутёмных коридорах старинного здания в огромном сибирском городе.

16 мая 2012 г. «Дом.Строй» Автор: Михаил Колкер

http://www.domostroymedia.ru/articles/nerabochee_nastroenie/5073/