Свой 77-й сезон Театр на Соборной открыл премьерой. 17 октября на сцену Рязанского ТЮЗа опустилась «Ночь перед Рождеством» со всеми её невероятно-сказочными гоголевскими событиями.
Предваряя спектакль, Марина Есенина, художественный руководитель театра, рассказала о премьерах нового сезона. Уже в ноябре зрители увидят "Зимнюю сказку" Уильяма Шекспира. Постановка приурочена к 450-летию великого драматурга. Затем, к Новому году, расцветёт "Снежный цветок" - трогательная история по мотивам произведения Сергея Козлова, автора таких любимых и детьми и взрослыми сказок, как "Ёжик в тумане", "Львёнок и черепаха», «Поросёнок в колючей шубке» и многих, многих других. Затем вырастет на рязанской сцене «Царевна Верба» - дитя творческих лабораторий – 2014, удивительная, «прикольная» по своему воплощению история, завоевавшая особое признание участников мастер-классов. И под занавес сезона на сцене ТЮЗа оживёт толкиенский полурослик - "Хоббит".
Ну а пока - яркая, динамичная, волшебная «Ночь перед Рождеством», пересказываемая дедом-пасичником (именно так записано у Гоголя), целиком захватывает зрителя. Кажется, знаем её наизусть – и в школе проходили, и в экранизации видели! Как, скажите, заставить зрителя, привыкшего к всевозможным спецэффектам, поверить в реальность театрального действа и с головой окунуться в эту совершенно невероятную историю?! И всё-таки, удалось!
В её волшебство погружаешься сразу, как только Пасичник (Сергей Невидин) выходит на сцену и склоняется над… Диканькой. Он словно вышел не из-за кулис, а из тех догоголевских времён, когда водились на российской окраине черти, летали на мётлах ведьмы, когда Великая и справедливая Екатерина (арт. Екатерина Васильева) правила империей и запорожские казаки ездили в столицу за правдой. Когда до утра ходили дивчины и парубки на колядки, веселились, славили Богородицу и Младенца-Христа. Когда добро всё-таки побеждало зло. Да и зло было какое-то весёлое, безобидное… В виде этакого смешного лопоухого чёртика, которого великолепно вылепил актёр Константин Зенков.
Сугроб-Диканька, в котором потонули украинские хатки с тускло светящимися окошками, вознесясь в чёрную высоту небес, остаётся там облаком, освещённым ослепительным зимним месяцем. Изысканность и лаконичность декораций, национальный колорит костюмов, подчёркивающих характер каждого персонажа, – заслуга художника-постановщика Юлии Ксензовой. Она не пошла на поводу кинематографической классики, её видение совпало с тем, что хотела сделать режиссёр спектакля Марина Есенина. Поэтому в ТЮЗовском прочтении гоголевской сказки персонажи даже более колоритны и реалистичны, нежели в киноверсии. К тому же не стоит забывать, что спектакль заявлен как комедия и полностью оправдывает это звание.
Почти полтора часа зритель находится в атмосфере праздника, он смеётся над Чубом (Владимир Баранов) и Ткачом (Владимир Устинов), веселится, глядя на то, как лопает танцующие вареники малюсенький головоногий казак Пацюк (Андрей Торхов - полная противоположность своего персонажа – массивный, высокий), и, конечно же, потешается над ужимками влюблённого в ведьму чёрта. Этот дуэт стал центральным в спектакле благодаря особому актёрскому попаданию в образы.
Сразу же вызывает симпатию великолепная Солоха (Марина Заланская, в этой роли - вылитая Шер). Баюкающая на коленях похотливого чёртика, она – не злая ведьма, а развесёлая красавица-вдовушка, мечтающая выгодно выйти замуж. И не её вина, что ломятся в хату мужи всех званий. Да и чертяка вовсе не злодей, а так, бесёнок, которого можно, если что, и подносом огреть. И Вакула (отличная работа Константина Ретинского) – не робкий парубок, а взрывной влюблённый хлопец, лучший парень на деревне, и сам чёрт ему не брат. А уж плясать мастак! И Оксана (Кристина Козлова) – не притворная жеманница с хитринкой в глазах, а настоящая насмешница, озорная, капризная напоказ. Но не злая, а просто юная и беззаботная плясунья. К тому же в такую вот рождественскую ночь, когда нечистый всё заметает снегом, когда на улице из мешков вылезают люди, по дорожкам ходят ряженые, грех не разыграть парня.
Выплетается действие белым кружевом тропинок заснеженного хуторка. Музыка гармонично дополняет его (композитор Владимир Устинов, муз. оформление Татьяна Чернявская). Перевоплощение актёров настолько полное, что уже и не узнаёшь хорошо знакомых лиц, а видишь только живых гоголевских персонажей. Вот она – «Ночь перед Рождеством» в Театре на Соборной.
21 октября