История Репертуар События сезонов Труппа За кулисами Наши проекты Театральные правила Наши спонсоры О нас пишут Зрительный зал и сцена Вакансии Важные ссылки Документы Репертуар на месяц Руководство театра Новости Контакты
Генеральная читка на Соборной

В Рязанском театре для детей и молодёжи на Соборной завершили работу международные творческие мастерские «Текст. Генеральная читка».

В мастерских приняли участие режиссёры Татьяна Дрёмова (Луганск), Вахтанг Николава (Тбилиси), Михаил Егоров (Москва).  За 5 дней работы они совместно с драматургами и актёрами рязанского ТЮЗа создали эскизы спектаклей по пьесам «Гадкий котёнок» Анны Богачёвой, «Как спасти папу, похищенного ужасным драконом» Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной, «Рыба и шоколад» Полины Бородиной.

- Уникальность этих мастерских  ещё и в том, что пьесы, предложенные к постановке,  не только нигде не ставились, но и не были ещё опубликованы. Таким образом, «Рязанские мастерские» служат генеральной репетицией перед тем, как выдать пьесу в свет, – сказал руководитель мастерских-2017 драматург Михаил Бартенев.

После просмотра каждого эскиза зрители могли пообщаться с режиссёром и драматургом. Затем состоялся круглый стол, в котором приняли участие  театральные критики Алексей Гончаренко (Москва) и  Оксана Кушляева (Санкт-Петербург). 

По традиции начали с пьесы для младших зрителей.

НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ДЕТЕЙ

Под бойкую песенку «На лабутенах» в леопардовом платье, с селфи-моноподом  гламурная блондинка (Марина Заланская) и её муж (Константин Зенков) входят в гостиную. Они купили котёнка породы сфинкс. Хозяйка «утипусничяет» и строит бизнес-планы по разведению котят. «Мы назовём тебя Тутанхамон – Моня».  Хозяин не в восторге:  «Моня… Гоблин!!!»

Вы видели сфинксов? Абсолютно лысое существо с морщинистой кожей, огромными ушами-локаторами и крысиным хвостом. «Хвост – моя особая гордость, – любуется собой котик. - Тонкий, розовый, абсолютно гладкий. Я прекрасен с головы до ног, меня невозможно не любить». Обряженный в бежевое трико артист (Андрей Кондрашов) весьма убедителен в роли экзотического животного.  Он играет с механической мышью, завёртывается в туалетную бумагу, ластится…  Но однажды его отвозят в деревню.  Хвост оказался не такой. Бизнес надо ликвидировать.

А Бабушка (Римма Чеканова),  увидев это чудо, хватается за сердце: «Изыди, нечистый!» И у Мони начинается новая жизнь. Оказывается, есть на свете злючки кошки АБСОЛЮТНО ВОЛОСАТЫЕ!  А почему кошка злится? «Ей что-то не нравится в себе, и она шипит на всех вокруг»,  - объясняет добряк Моня. Оказывается, причины нужно искать в себе.

В русской деревне в согласии живут голый египетский кот Тутанхамон, кошка Пушок с облезлым хвостом, корова Ласточка, у которой пропало молоко, весёлая мышь… Они  перестают замечать недостатки друг друга, более того, благодаря убеждённости Мони в своей красоте и все начинают видеть его таким.  А он лечит их – их души, и бабушкину радикулитную спину. И вот уже её любимый Лысенька спит рядом. А Ласточка приносит молока с клеверного луга. И Пушок-Пуся любуется звёздами вместе с Моней.

Ещё недавно он мысленно просил свою хозяйку забрать его, и вот обрёл  счастье, и дом стал ему родным. Но этот мир готов снова обрушиться – оказывается на ссыльном коте можно-таки заработать деньги, и хозяева приезжают за ним.

Такая вот история. Детская? Да, дети великолепно отзывались на всё происходящее в сцене и на вопрос,  красивый ли Моня, с  убеждённостью отвечали – красивый. Взрослая? Безусловно. Ведь писали её с подтекстом и ставили умные добрые люди.

ОЧЕНЬ СТРАШНАЯ СКАЗКА

Забравшись под пледы, дети рассказывают страшилки:  «…Одна девочка увидела в «Эпплсторе» новое приложение «Красный паровозик». 12 уровней она прошла, а на 13-м приложение ей вдруг говорит: «Девочка, девочка, хочешь ещё одну жизнь?»…  Но разве это страшно?  Вот то, что у детей из соседней школы пап украл ужасный дракон – это страшно. И все разошлись. А наутро их папы пропали, а мамы сошли с ума… И дети пошли на поиски и угодили в компьютерное игровое поле. Пап-то они нашли, но оказалось, что те не хотят домой: «Там всё – всё вам да вам! А нам – только работать! А здесь – делай что хочешь!» И детям, как в хорошем квесте, пришлось преодолевать трудности. До цели добралась только Аня (Кристина Мазепа) и познакомилась с драконьей дочкой Марусей (Валентина Федотенко). В общем, всё кончилось… плохо.

История весёлая и современная. А самое главное – с непредсказуемым концом. Участники обсуждения сошлись в едином мнении: очень интересно для детей и поучительно для взрослых. Ребята определили её как пьесу с очень толстой моралью.

ЖЕСТЬ И БЕЗ ШЕКСПИРА

Третья постановка вызвала наиболее бурную полемику.  Несмотря на то, что всё здесь вроде как на ладони.  Режиссёр рассказал пронзительную историю любви подростков в очень жёстких условиях прессинга взрослых. То ли потому, что эта тема близка ему лично, то ли в силу того, что актёры  молоды и легко  примеряют на себя эти образы, эскиз получился весьма реалистичным. Маша (Маргарита Петрова) и Андрей (Артём Бучнев) встречаются случайно. Он из закрытой школы для трудных подростков, она из хореографической. Она – хрупкая, вечно голодная. Он – грубоватый  школьный авторитет.  И девочка не знает этого. Но их история не только о любви. Она о социальных барьерах, об огромном расслоении общества, о том, что если и дальше так пойдёт, то всё опять вернётся на круги своя – поясняет Вахтанг Николава. Не зря же торчит посреди сцены бюст Ленина. Но зрители сказали, что постановка замечательная и что самое главное здесь – любовь. А Ленина можно и на Есенина заменить – не суть важно. Что ж, каждому возрасту свои приоритеты.

Закрывая мастерские, руководитель проекта -  художественный руководитель театра Марина Есенина - сказала, что по всем трём эскизам будут поставлены спектакли. И рязанцы смогут их увидеть в ближайшем сезоне.

21 февраля 2017 г. «ТВ-Панорама»  Автор: Елена Аленик