«Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему…»
На минувшей неделе Театр на Соборной представил своё прочтение романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы. Маменька» (режиссёр Марина Есенина).
Обновлённое здание Государственного областного театра для детей и молодёжи порадовало своих зрителей не только внешним и внутренним приятным видом, но и премьерой спектакля, который, без сомнения, станет ещё одной яркой звездой репертуара. Первая премьера 81-го театрального сезона – драма по мотивам известного произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы», многие годы входившего в школьную программу. Очень жаль, что сегодня министерство образования ограничилось «Историей одного города», а ведь то, что выходило из-под пера этого удивительного русского писателя, актуально сегодня как никогда. Это, видимо, и привлекло Ярославу Пулинович, молодого талантливого сценариста, к непростой и, можно сказать, трагической тематике романа и определило выбор премьерного спектакля режиссёра Марины Есениной.
Кризис семьи и семейных ценностей сегодня налицо, и об этом нет смысла говорить. Вопрос «Что делать?» стоит перед обществом давно, и, наверное, новое прочтение театром классического произведения XIX века, взгляд на него с позиций современности можно назвать шагом к получению ответа на этот вопрос. Сюжет не нов и слишком живуч, чтобы не заинтересоваться им. Практичная девушка, настрадавшись в юности от неумения жить своих родных, которые продали имение за долги и разорились, выходит замуж за восторженного поэта, но абсолютно не хозяйственного помещика Головлёва (Владимир Коняхин). Помня о том, что такое бедность, Арина Петровна (Марина Заланская) с рвением дикого зверя, задыхаясь и падая, и снова поднимаясь, старается спасти хозяйство от разорения, успевая рожать детей, выигрывать торги, торговать сеном, объезжать деревни с проверкой на предмет недоимок, следить за дворовыми крестьянами… Она мало спит, экономит на еде, скупа на эмоции, щедра на нагоняи всем, начиная с мужа и заканчивая крепостными...
И так из года в год – воз, который она везет, непомерно огромен. Но она не жалуется – всё для детушек, всё для них. Но не ценят дети её усилий (ничего не напоминает из нашей жизни?), считают её тираном и мечтают вырваться из «тюрьмы». Сбегает из дому Аннушка (Екатерина Волкова) с проезжим корнетом (Николай Ребров), уезжают учиться в Москву сыновья. Маменька помогает им, посылая деньги и продукты, но, как говорится, всё не впрок. Стёпка-балбес (Константин Ретинский) продаёт за долги купленный ею дом и возвращается, больной и опустившийся, в родительское гнездо умирать. Погибает Анна в нищете и бедности, оставив сиротками новорождённых дочек. Не находит счастья и Павел (Артём Васильев), укрывшись в своей бедной деревушке, которую выделила ему маменька. Сходит с ума, тоскуя по детям, Владимир Михайлович. Даже Улита (заслуженная артистка Республики Хакасия Людмила Сафонова), когда-то преданная и покорная, отворачивается от своей хозяйки. Внуки тоже не радуют бабушку – Аннинька и Любонька (Светлана Медведева и Анна Никулина) уезжают и становятся актрисами, Пётр (Роман Личутин) проигрался в карты и погиб, не получив помощи от отца – Порфирия (Дмитрий Мазепа). Последний и нанёс самый большой удар «милому другу маменьке». Чрезмерно ласковый сын, богобоязненный и тихий, которому она отдала всё, разорил её и оставил ни с чем. Что сказать, Иудушка…
Семья разрушена, а ведь мать всё делала для неё: одних казнила, других награждала, переносила лишения, истязала себя… И как же горьки слова её: «… выходит, семьи-то именно у меня и нет! Господи! Да неужто ж у всех так?»
Действительно, драма отдельно взятой семьи. Но похожие семейные драмы нередки и сегодня. Многие родители лихорадочно стремятся обеспечить благополучную жизнь своим детям. Но разве это должно стоять на первом месте в семейных отношениях? Пусть благополучие будет, но не в ущерб любви, взаимоуважению, счастью быть вместе. Думается, об этом и хотел сказать нам в своем спектакле Театр на Соборной.
20.11.2018 «Рязанские ведомости» Автор: Светлана Ардашева