История Репертуар События сезонов Труппа За кулисами Наши проекты Театральные правила Наши спонсоры О нас пишут Зрительный зал и сцена Вакансии Важные ссылки Документы Репертуар на месяц Руководство театра Новости Контакты
Театральная осень Йошкар-Олы

Фестиваль ТЮЗов

<...>

Последний день преподнёс зрителям подарок: Рязанский областной ТЮЗ (Театр на Соборной) сыграл потрясающий спектакль по пьесе «Господа Головлёвы. Маменька», написанной Ярославой Пулинович по мотивам романа М.Е. Салтыкова-Щедрина. В данном случае словосочетание «по мотивам» полностью соответствует действительности, поскольку произведение Я. Пулинович в значительной степени отличается от романа: в пьесе ряд эпизодов и реплик придуман, дофантазирован, в ней изменено авторское отношение к некоторым персонажам и т. д. Тем не менее, драматург сумела «уместить» в пьесе основные сюжетные линии романа, сфокусировав внимание прежде всего на судьбе Арины Петровны Головлёвой. В спектакле, поставленном художественным руководителем театра Мариной Есениной, сохранён дух и нравственный посыл романа, хотя некоторые акценты расставлены несколько иначе. Интересно изобразительное решение известного художника Татьяны Видановой, которая из нескольких деревянных станков, щитов и лавок соорудила мобильную декорацию, трансформирующуюся в самые разные предметы быта: супружеское ложе, забор, стену в горнице, обеденный и рабочий стол, а потом и гроб главной героини. Постоянной деталью сценического оформления становится лишь высоченная, от пола до колосников, мрачноватая, неприветливая «башня-печь», символизирующая солидность, достаток дома, но, при этом, холодное отчуждение его обитателей друг от друга. Ближе к финалу с ней будет связан мистический эпизод: Иудушка, открыв заслонку, увидит в горниле печи привидение матери, явившееся ему после того, как он по сути дела выгнал её из дома. Татьяна Виданова заслуженно получила приз фестиваля за лучшую сценографию. Хороши и точны придуманные ею костюмы, а также свет (художник Георгий Горазеев), превосходная музыкальная партитура (композитор Владимир Устинов).

Талантливый режиссёр Марина Есенина, ученица Марка Захарова, унаследовала от своего мастера главные составляющие его театра - стремительный темпоритм и даже некоторую кинематографичность действия, его событийную насыщенность, парадоксальность постановочных решений и тончайший театральный юмор, пусть даже горький. В спектакле «мгновения спрессованы в года» - не по дням, а по часам растут дети, закаляется и черствеет характер Арины Петровны, преумножается её единственная отрада, капитал, вложенный в недвижимость и землю. А тем временем червь разрушения подтачивает основы благополучия: умирает недотёпа-муж, гибнут дети, становятся «актёрками» внучки, ветшает, истирается когда-то шикарный меховой салоп хозяйки дома, а доска, служившая супружеской кроватью, превращается в её смертный одр. В спектакле Марины Есениной жёсткая режиссёрская выстроенность, театральная условность и строгая вышколенность актёров сочетаются с тончайшим психологическим разбором ролей и их вдохновенным исполнением. Режиссёру вместе со своими подопечными удалось обнаружить в персонажах такие глубины, о которых ты после прочтения романа и пьесы и просмотра нескольких хороших спектаклей даже не подозревал. В результате пронзительное театральное сочинение М. Есениной «поворачивает твои глаза внутрь души» и заставляет активно сопереживать.

Интересны все персонажи независимо от их сюжетной значимости и объема ролей. Это и хранительница очага, мудрая, закрытая и печальная служанка Улита Людмилы Сафоновой, получившей приз за лучшую роль второго плана. И смешной, неказистый, но на редкость трогательный доморощенный поэт в нелепом парике, Владимир Михайлович Головлёв Владимира Коняхина. И все дети Головлёвых, сыгранные ярко, умно и трогательно. Причём, режиссёра ничуть не заботит внешнее правдоподобие: на протяжении всего спектакля - с детства до солидных лет - детей играют одни и те же актёры без всякого грима и других внешних атрибутов. Своеобразен и тонок Дмитрий Мазепа в роли Порфирия, поначалу благопристойного, заботливого, ласкового как котёнок с огромными наивными глазами, исподволь обретающего уверенность и накапливающего силу, и, в конце концов, превращающегося в цепкого, циничного и коварного хищника.

Арину Петровну Головлёву играет дивная Марина Заланская. Её роль стала, пожалуй, главным событием фестиваля, и не только этого. Работа актрисы служит яркой иллюстрацией тезиса К.С. Станиславского о «жизни человеческого духа роли и передаче этой жизни на сцене». Арина Петровна М. Заланской - это целый мир, странный, страшный, загадочный и непознанный ни окружающими, ни ею самой. Актриса, в отличие от многих своих коллег по ремеслу, играет не просто разные состояния своей героини, а постепенный и мучительный процесс её превращения из наивной, закомплексованной и, скорее всего, не лишённой способностей и даже талантов девушки в деловую, хваткую хозяйку дома, а впоследствии - властную, суховатую, скаредную, одинокую пожилую женщину. Вспоминается отсутствующая в романе страшная сцена, когда беременная Арина Петровна пытается «договориться» с Богом: «Помоги дельце выкрутить, а то куда же я с дитём?!» И-таки договаривается! А потом впадает в состояние аффекта, свойственное азартным игрокам и бизнесменам, фанатично стремясь к наращиванию своего богатства. В конце концов, Бог её наказывает: Арина Петровна, подобно шекспировскому Лиру, повинуясь какой-то навязчивой идее, раздаёт свои поместья детям и доверяется Иудушке, к которому испытывает странное чувство привязанности, трепета, подозрительности и ненависти одновременно.

Может быть, это прозвучит «крамольно», но Марина Заланская и режиссёр Марина Есенина создали гораздо более интересный, глубокий и многоплановый образ, чем тот, который изображён в романе. Эта Арина Петровна, конечно, достойна осуждения за свою скупость, фанатизм, презрение к мужу и равнодушие к детям. Но ведь она стала такой именно потому, что взвалила на себя колоссальное бремя заботы о них и о доме! Поэтому при всех своих пороках она, как и любой несчастный одинокий человек, лишённый любви и тепла близких, всё же достойна сочувствия и сострадания. И в конце своей неправедной жизни она обретает прозрение и прощение, защищая попавшего в беду внука, а потом проклиная изверга Порфирия. Уникальная актриса Марина Заланская получила приз за лучшую женскую роль, а спектакль Рязанского театра «На Соборной» был удостоен Гран-при Первого фестиваля ТЮЗов, состоявшегося в Республике Марий Эл.

«Страстной бульвар, 10» № 4-234/2020 Автор: Павел Подкладов

http://www.strast10.ru/node/5540